Новости

19 марта 2019г.

Мы живем в Кузбассе

По страницам истории

«Кузбасс» - термин многозначный

 

Как в научном обиходе, так и в общественном сознании термин «Кузбасс» представлен в двух основных значениях:

- в геологическом смысле как каменноугольный (в начале ХХ века употреблялось слово «угленосный») бассейн;

- в экономико-географическом как промышленный район, центр / производственно-территориальный комплекс, что с течением времени стало восприниматься как словесный символ / синоним наименования региона.

При этом следует помнить, что «Кузбасс» как каменно-угольный бассейн стал регионообразующим территориальным пространством, который располагался в разных по своим масштабам административных границах.

Кузнецкий бассейн как геологический феномен изучался еще в XVIII веке, но его научное описание было предпринято Петром Александровичем Чихачевым в 1842 году. Именно он в результате экспедиции подготовил, а в 1845 году в Париже опубликовал ито-говую работу «Путешествие по Восточному Алтаю». Он предложил именовать Кузнецким каменноугольным бассейном «крупный резервуар каменного угля, который до сих пор не известен, занимая в среднем пространство 250 километров в длину, 100 километров в ширину от окрестностей Кузнецка и до местности, примыкающей к реке Ине».

Геологические изыскания Кузнецкого бассейна во второй по-ловине XIXвека проводились на ограниченной территории, в ос-новном в его центральной части. В конце 1895 – начале 1896 года хранитель минералогического кабинета Томского университета Александр Николаевич Державин составил подробную геологиче-скую карту Кузнецкого бассейна. Горный инженер Николай Яко-влевич Нестеровский опубликовал в «Горном журнале» в 1896 и 1915 годах ряд статей, характеризующих особенности «Кузнецкого угленосного бассейна».

Вместе с тем развитие угольной промышленности на террито-рии Кузнецкого бассейна вплоть до конца XIXвека находилось в зачаточном состоянии, о чем свидетельствуют данные из Энцикло-педического словаря Брокгауза и Эфрона за 1902 год. В статье «Уголь каменный» приводятся данные о добыче угля в различных бассейнах страны. Если в Донецком за 1893 год добыли 3,828 млн тонн, то в Кузнецком всего лишь 16 тысяч тонн, то есть в 235 раз меньше!

Об отсутствии широкого признания Кузнецкого бассейна сви-детельствуют и данные статьи «Кузнецк» энциклопедического сло-варя за 1895 год: «В долинах рек и на пространстве между Салаир-скими горами и Кузнецким Алатау развиты палеозойские осадочные системы, в особенности каменноугольные. Самые значительные месторождения каменного угля находятся близ села Бачатского».

Когда появился термин «Кузбасс»

Анализ различных исторических материалов, научных публи-каций и документов показывает, что вплоть до марта 1921 года термин «Кузбасс» не использовался (В документах Государствен-ного архива Российской Федерации в фонде Наркомата труда РСФСР за 1919 год имеется дело под заголовком «Докладная за-писка горно-металлургического отдела ВСНХ РСФСР о конкурсе на проект создания единой хозяйственной организации, охватывающей область горно-металлургической промышленности Урала и Кузбасса». Однако вполне возможно, что заголовок составлен в бо-лее поздний период, когда термин «Кузбасс» стал общеупотреби-мым., говорилось лишь о Кузнецком бассейне.

Даже в первые годы после установления Советской власти принимались документы, в которых фигурировал именно «Кузнец-кий бассейн»: так, например, 24 ноября 1920 года Ленин подписал постановление Совета Труда и обороны «О мерах по преодолению жилищного кризиса в Кузнецком бассейне», а 12 января 1921 года – о восстановлении каменноугольной промышленности Кузнецкого бассейна.

24 марта 1921 года в документах впервые появляется сокра-щение «Кузбасс» - правление угольных копей Центрального района Сибири было переименовано в Центральное правление угольных копей Кузнецкого бассейна – Кузбасса.

Создается автономная индустриальная колония «Кузбасс», возникает «государственное объединение каменноугольной про-мышленности Кузбасса». В документах Государственного архива Российской Федерации за 1921 год отложились дела, где фигуриру-ет сокращение «Кузбасс» (например, «Отчеты представителей цен-тральных учреждений на агитпоезде о проделанной работе во время поездки в Кузбасс, протоколы заседаний конференции школьных работников южного сектора Кузбасса…»).

Кузбасс в 1920-е – 30-е годы

С середины 1920-х годов, когда был образован Кузнецкий округ Сибирского края (включал большую часть современной тер-ритории Кемеровской области, за исключением северо-восточных районов) термин «Кузбасс» активно использовался в литературе не только как горно-геологическое, но и как экономико-географическое понятие.

Начало этому положило обоснование так называемой «Урало-Кузнецкой проблемы» - экономическое обоснование вопроса о взаимодействии уральских железных руд и кузнецкого угля. В 1930-е годы был реализован невиданный по своим масштабам комплексный проект строительства шахт, создания группы метал-лургических заводов, развития железнодорожного транспорта.

Урало-кузнецкий проект самым позитивным образом сказался на промышленном потенциале Кузбасса. Еще в 1930-м году в работе «Пути развития сибирской каменноугольной промышленности» перспективы региона оценивались так: «Тяжелая индустрия передвигается на восток, Кузнецкий бассейн, таким образом, становится основой крупнейшей металлургической промышленно-сти, одним из главных промышленных центров страны».

В этот период Кузбасс сложился как новый индустриальный район страны. После ликвидации Кузнецкого округа в 1930 году и вхождения районов Кузбасса сначала в Западно-Сибирский край, затем в 1937 году (после его разделения на Алтайский край и Но-восибирскую область) в Новосибирскую область в литературе можно было прочесть о «городах Кузбасса», «районах Кузбасса», «шахтерах Кузбасса», «соревновании между Донбассом и Кузбас-сом».

Но в 1930-е – начале 1940-х годов территория Кузбасса еще не совпадала с границами современной Кемеровской области.

Выделение районов Кузбасса из состава Новосибирской области в 1943 году

Необходимость приближения управленческого центра к Куз-бассу в годы Великой Отечественной войны была продиктована резким ростом количества промышленных предприятий и эвакуи-рованного населения в Новосибирскую область. Побывавший в го-родах Кузбасса член ЦК партии академик Емельян Ярославский 2 января 1943 года писал Сталину: «Кузбасс надо выделить в само-стоятельную область с центром в Сталинске-Кузнецком и дать туда сильного руководителя».

При выделении Кемеровской области из состава Новосибир-ской 26 января 1943 года основная территория Кузбасса как эконо-мико-географического района вошла в состав новой администра-тивно-территориальной единицы в составе РСФСР. Но помимо районов Кузбасса в состав Кемеровской области вошли как районы так называемой Мариинской тайги («Мартайги») - Зы-рянский, Ижморский, Мариинский, Тисульский, Тяжинский, Чебулинский (после войны стали именоваться «северо-востоком Кузбасса»), так и северные районы, прилежащие к Транссибирской магистрали – Юргинский и Яшкинский.

Таким образом, с исторической точки зрения по состоянию на январь 1943 года Кемеровская область состояла из двух экономиче-ски и исторически неоднородных частей – промышленных районов Кузбасса и районов «Мартайги», некогда относившихся к волостям Мариинского уезда Томской губернии.

Смысловое сближение понятий «Кемеровская область» и «Кузбасс» шло постепенно и окончательно установилось к кон-цу 1940-х годов. Оно обусловлено складыванием на территории Кемеровской области единого экономического пространства, кото-рое обеспечивало работу промышленных предприятий Кузнецкого бассейна. Сам факт включения в состав Кемеровской области райо-нов, прилежащих к Транссибу (Яшкинский, Тайгинский) и северо-восточных районов, имеющих обширные лесные массивы, объяс-нялся потребностью укрепить потенциал Кузнецкого угольного бассейна, обеспечить бесперебойную отгрузку угля и металла, наладить снабжение древесиной шахты и строительные организации.

Уже 27 июля 1945 года газета «Правда» разместила «Полуго-довой отчет трудящихся Кузбасса генералиссимусу Сталину», ко-торый был подписан «трудящимися предприятий, колхозов, сов-хозов, машинно-тракторных станций, учреждений, организаций и учебных заведений Кемеровской области». В этом номере главной газеты страны содержалась хрестоматийная оценка вклада жителей региона в Победу: «Труженики Кузбасса были незримыми участниками великого штурма Берлина».

На территории Кемеровской области сложился самодостаточ-ный экономический механизм по обеспечению Кузнецкого уголь-ного бассейна, где каждый город и район имел необходимую спе-циализацию. Это позволило снять смысловые различия между по-нятием «Кемеровская область» как административно-территориальная единица и «Кузбасс» как территориально-производственный комплекс. Уже в 1948 году «при определении перспектив развития Кузбасса» ставилась задача «полностью удо-влетворить потребности населения Кемеровской области».

В выступлениях руководителей области термин «Кузбасс» стал выступать как синоним Кемеровской области. Однако в стране не было четкого отождествления этих понятий. Прибывший в Ке-мерово в 1960 году из Петрозаводска новый первый секретарь об-кома КПСС Леонид Игнатьевич Лубенников даже предложил пере-именовать город Кемерово в Кузбасск, а Кемеровскую область – в Кузбасскую. Это предложение в ЦК КПСС поддержано не было, но и в 1970-1980-е годы использование термина «Кузбасс» как сино-нима Кемеровской области только усилилось.

Было учреждено почетное звание «Лауреат премии Кузбасса», которое в конце 1970-х годов присуждалось совместным решением Кемеровского обкома КПСС, облисполкома и областного совета профсоюзов. Этого звания за успехи в труде мог быть удостоен любой житель Кемеровской области.

Смысловое отождествление понятий закрепилось в литературе и поэзии. Одно из наиболее известных произведений 1970-х годов кемеровского поэта Геннадия Евлампиевича Юрова «Стихи о Куз-нецком крае» начинается так:

«Кузбасс. Если в карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьётся оно. И отчизна внимает

Рабочему ритму Кузнецкого края.

И в буднях эпохи, и в каждом из нас

Пульсирует гордое имя – Кузбасс.»

То есть даже в поэтических образах географические контуры Кемеровской области отождествлялись с контурами Кузбасса.

Соотношение понятий «Кемеровская область» и «Кузбасс» в 1990-е годы – начале XXI века

С принятием Конституции Российской Федерации и наделения ее субъектов правом учредительной власти термин «Кузбасс» продолжал активно использоваться. Так, например, в 1995 году бы-ло учреждено звание «Почетный гражданин Кузбасса», которое впоследствии заменили званием «Почетный гражданин Кемеровской области».

В принятом в 1997 году Уставе Кемеровской области термин «Кузбасс» не использовался. При этом в статье 2 отмечалось, что Кемеровская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.43 «Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР», Кемеровская область занимает территорию об-щей площадью 95,5 тыс. кв. километров.

Термин «Кузбасс» был введен в правовое поле Законом Кеме-ровской области «О символике» от 7 июня 2002 года № 42-ОЗ, где в статье 21 говорится: «Словесными символами Кемеровской области являются слова «Кузбасс», «губернский», «губерна-торский», а также слова, производные от них».

С внесением 21 декабря 2018 года поправок в Устав Кемеров-ской области, завершился процесс смыслового сближения понятий «Кемеровская область – субъект Российской Федерации» и «Кузбасс – экономический регион».

Современная проблема различения понятий

«Кузбасс – синоним Кемеровской области» и «Кузбасс – угольный бассейн»

Внесенные изменения в законодательство создают проблему различения понятия «Кузбасс», который не только является сино-нимом Кемеровской области, но и в своем первоначальном значении представляет собой сокращение геологического понятия «Кузнецкий угольный бассейн».

Ранее «Кузбасс» являлся лишь словесным символом Кемеров-ской области, теперь эти понятия юридически тождественны.

Различить толкования терминов «Кузбасс» теперь будет воз-можно по контексту их использования. Например, с горно-геологической точки зрения территория Кузбасса как бассейна не ограничена административными границами Кемеровской области – часть восточных районов Новосибирской области (Доронинский и Завьяловский геолого-промышленные районы) рассматривается как территория Кузнецкого угольного бассейна.

По всей видимости, необходимо и дальнейшее совершен-ствование законодательства Кемеровской области. В частности, требуется пересмотр нормы закона о символике Кемеровской об-ласти, в котором наименование «Кузбасс» определяется как сло-весный символ Кемеровской области.

Следует и продумать вопрос о внесении поправки в Устав Кемеровской области, которая бы поясняла смысл второго наиме-нования региона. Например: «Наименование «Кузбасс» отражает исторические и экономико-географические особенности Ке-меровской области, распространяется на всю ее территорию».

Внесенное изменение будет способствовать уточнению наименования «Кузбасс» в Уставе субъекта Федерации именно как синонима Кемеровской области. В то же время это избавит от вос-приятия Кузбасса прежде всего, как сокращения геологического понятия «Кузнецкий угольный бассейн». Поправка также внесет ясность, почему субъект Российской Федерации именуется «Кеме-ровская область – Кузбасс», границы которого определены в соот-ветствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об об-разовании Кемеровской области в составе РСФСР».