Новости

16 декабря 2024 г.

Транспортная прокуратура разъясняет

«С 01.09.2024 вступили в силу новые правила трудоустройства инвалидов в рамках квоты»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2024

№ 709 утверждены новые правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов (далее – Правила).

В данном нормативном правовом акте закреплены случаи, когда квота считается выполненной работодателем, и условия освобождения работодателя от ее выполнения.

Кроме того, Правилами утверждена форма заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов и порядок взаимодействия работодателей с государственными учреждениями службы занятости при обращении за содействием в подборе работников из числа инвалидов на вакантные рабочие места.

Указанные изменения вступили в силу с 01.09.2024 и действуют до 01.09.2030.

 

Тайгинская транспортная прокуратура

Telegram t.me/zstproc                                VK https://vk.com/zstproc

 

 

«Конституционный Суд Российской Федерации запретил применять сроки исковой давности к искам прокуроров об обращении коррупционного имущества в доход государства»

Общие сроки давности, предусмотренные гражданским законодательством, не применяются к антикоррупционным искам прокуроров.

3-летний и 10-летний общие сроки исковой давности не распространяются на требования обратить в доход государства имущество, которое коррупционеры получили незаконно.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в действующем законодательном регулировании нет сроков, которые бы ограничивали прокуроров в подаче подобных исков.

При определении данных периодов законодателю нужно исходить из того, что они должны значительно превышать общие сроки, ввести особые правила исчисления, запретить применять сроки, если ответчик мешает сбору доказательств.

Отмечено, что сделанный Конституционным Судом Российской Федерации вывод относится только к искам прокуроров, содержащим требования об обращении в доход государства коррупционного имущества, и не касается исков о передаче имущества публично-правовым образованиям или о признании за ними права на имущество, если дело не связано с коррупцией.

Кроме того, нельзя нарушать права добросовестных третьих лиц, которые вступили в имущественные отношения с коррупционерами либо связанными с ними субъектами.

 

Тайгинская транспортная прокуратура

Telegram t.me/zstproc                                VK https://vk.com/zstproc

 

 

«О профессиональных стандартах в сфере железнодорожного транспорта»

С 01.03.2025 в соответствии с приказами Минтруда России от 09.10.2024 № 542н, 544н применяются новые стандарты «Специалист по организации работы железнодорожной станции и обеспечению безопасности движения», «Специалист пассажирского (туристского) поезда».

В документах определяются трудовые действия, необходимые умения и знания, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе.

Срок действия документов ограничен 1 марта 2031 г.

 

Тайгинская транспортная прокуратура

 Telegram t.me/zstproc                                VK https://vk.com/zstproc

 

 

«О зонах безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры»

С 09.12.2024 вступит в силу постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2024 № 1632 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 г. № 814».

Документ дополняет перечень объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности. К таковым объектам относятся:

железнодорожные вокзалы, отнесенные к первой или второй категории объектов транспортной инфраструктуры в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности»;

железнодорожные станции, отнесенные к различным категориям объектов транспортной инфраструктуры в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», в границах территорий которых осуществляются погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами, их хранение и (или) маневровые работы для вагонов с опасными грузами, стоянка вагонов с опасными грузами.

 

Тайгинская транспортная прокуратура

Telegram t.me/zstproc                                VK https://vk.com/zstproc

 

 

«Предусмотрена ли уголовная ответственность за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков?»

С 1 сентября 2025 года вступают с силу Федеральные законы от 08.08.2024 №№ 224-ФЗ, 226-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Данные изменения касаются запрета пропаганды незаконных оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, потребления наркотических средств и психотропных веществ, культивирования наркосодержащих растений, а также установления уголовной ответственности за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков.

Согласно нововведений положения о запрете пропаганды не применяются, в том числе, к произведениям литературы и искусства, содержащим соответствующую информацию, которая составляет оправданную жанром неотъемлемую часть художественного замысла.

При этом нахождение в обороте указанных произведений литературы и искусства, за исключением указанных произведений, обнародованных до 1 августа 1990 года, должно сопровождаться маркировкой, порядок осуществления которой устанавливается уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.

За пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

 

Тайгинская транспортная прокуратура

Telegram t.me/zstproc                                VK https://vk.com/zstproc

 

 

«Какая предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации?»

Развитие технологий в современном мире обуславливает их проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники, преследующие различные противоправные цели.

Возросло количество преступлений в сфере компьютерной информации или так называемые киберпреступления, которые на практике нередко используются в качестве инструментария завладения чужим имуществом.

В соответствии с ч.1 ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации – является уголовно-наказуемым деянием, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. Компьютерная информация (один из видов информации) определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети.

Под неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации понимается получение возможности ознакомиться и (или) воспользоваться компьютерной информацией, путем проникновения в компьютерную систему с использованием специальных технических или программных средств, или посредством социальной инженерии, фишинга, брутфорса и т.п.

Неправомерным признается доступ к компьютерной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с данной информацией либо компьютерной системой, в отношении которых приняты специальные меры защиты, ограничивающие круг лиц, имеющих к ней доступ.

 

Тайгинская транспортная прокуратура

Telegram t.me/zstproc                                VK https://vk.com/zstproc

 

 

«Необходимо ли в организации разрабатывать и утверждать отдельное положение о регулировании конфликта интересов?»

При выстраивании в организации системы мер по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликта интересов рекомендуется разработать отдельное положение о регулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта.

В такое положение могут включаться: цели и задачи принятия положения; круг лиц, попадающих под его действие; основные используемые понятия и определения (в том числе понятия "личная заинтересованность", "конфликт интересов" и иное); принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в организации; действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления; порядок раскрытия конфликта интересов (декларирования); порядок рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов; меры ответственности.

Все процедуры, предусматриваемые положением о регулировании конфликта интересов, должны быть тщательно проработаны с учетом особенностей управленческих процессов в конкретной организации.

Вместе с тем организации необходимо соблюдать установленные, ограничения на проверку достоверности и полноты представленных работником сведений (право граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны)..

 

Тайгинская транспортная прокуратура

Telegram t.me/zstproc                                VK https://vk.com/zstproc

 

 

«Какие предусмотрены способы защиты трудовых прав?»

Статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый работник имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К способам защиты работниками своих трудовых прав и свобод закон относит: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Конституцией Российской Федерации в статье 37 признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Согласно статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров – компетенция комиссий по трудовым спорам. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

 

Тайгинская транспортная прокуратура

Telegram t.me/zstproc                                VK https://vk.com/zstproc

 

 

«Какая ответственность предусмотрена за нарушение срока выплат при заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат?»

В случае нарушения работодателем установленного срока выплат при заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, согласно статье 236 Трудового кодекса, он обязан выплатить работнику денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) неначисленных своевременно сумм, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки.

При неполной выплате в установленный срок заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Выплата денежной компенсации обязательна независимо от наличия вины работодателя. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму.

Кроме того, законодательством предусмотрена ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы и других выплат. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере:

-до 20 000 руб. для должностных лиц;

-до 5000 руб. для индивидуальных предпринимателей;

-до 50 000 руб. для юридических лиц.

Уголовная ответственность предусмотрена за частичную невыплату свыше трех месяцев либо полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (частичная невыплата означает осуществление платежа в размере менее половины суммы, подлежащей выплате). За данные нарушения виновным грозит максимальный штраф до 500 000 руб.; лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 5 лет; принудительные работы на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок до 5 лет (ст. 145.1 УК РФ).

 

Тайгинская транспортная прокуратура

Telegram t.me/zstproc                                VK https://vk.com/zstproc