ДОКЛАД

 ГЛАВЫ ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности

деятельности органов местного самоуправления за 2024 год и их планируемых значениях на трехлетний период

 

Общие сведения

Сводный доклад главы Юргинского муниципального округа представляет собой аналитическую информацию о деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа за отчетный 2024 год и их планируемых значениях на 2025 – 2027 годы.

Доклад подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (ред. от 11.06.2021), Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 № 1317 «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (ред. от 30.06.2021).

Доклад Главы муниципального округа также ежегодно готовится на основании принятого распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области  от 15.02.2013г. № 138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области - Кузбасса» (ред. от 01.04.2024 № 152-р).

В Докладе приведены фактические показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2022 - 2024 годы и их планируемые значения на 3-летний период. Расчет показателей произведен на основании Методических рекомендаций по подготовке сводного доклада субъекта Российской Федерации о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, и его размещению в государственной автоматизированной информационной  системе «Управление».

Источниками информации для оценки эффективности являются статистические данные, аналитические материалы администрации Юргинского муниципального округа и ее структурных подразделений, согласованные показатели эффективности за отчетный год и на плановый период с профильными Министерствами Кузбасса, результаты социологического опроса населения в Кузбассе за 2022 - 2024 годы по Юргинскому муниципальному округу.

Основными целями и задачами органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа является обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения, качественного развития человеческого потенциала посредством стимулирования роста реальных доходов населения, обеспечения государственных гарантий и повышения качества муниципальных услуг в сфере образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно  Уставу  Юргинского муниципального округа,  администрация  является исполнительно-распорядительным органом муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления  федеральными законами и законами Кемеровской области-Кузбасса.

Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.

Предметом анализа являются результаты деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах:

1) Экономическое развитие

2) Дошкольное образование

3) Общее и дополнительное образование

4) Культура

5) Физическая культура и спорт

6) Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

7) Жилищно-коммунальное хозяйство

8) Организация муниципального управления

9) Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Муниципальное образование Юргинский муниципальный округ входит в состав Кемеровской области - Кузбасса и расположен в ее  северо-западной части, на левом берегу реки Томи. Площадь Юргинского муниципального округа составляет 2,474 тыс. кв. км (2,6 % территории Кузбасса), в том числе 1,57 тыс. кв. км. – земли сельскохозяйственного назначения.

Численность постоянно проживающего населения  на 01 января 2025 года  составила 19250 человек (0,76 % населения Кузбасса).

Городской округ «Юрга» является центром муниципального образования «Юргинский муниципальный округ» с населением  77,1 тыс. человек, расположенный в 117 км от областного центра.

Количество предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории муниципального округа на 01.01.2025г. (по данным статистического регистра хозяйствующих субъектов) -  417 единиц.

Экономика муниципального округа представлена различными сферами хозяйственной деятельности.

На территории муниципального образования исторически сложилось и развивается сельскохозяйственное производство. Основные направления: молочно-мясное животноводство, производство зерновых.

Основные виды промышленной деятельности: обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, а также водоснабжение.

Остальные виды экономической деятельности представлены в меньшей степени: производство пищевой продукции, строительство, лесное хозяйство, транспорт.

На потребительском рынке развита торговая сеть. В небольшом количестве имеются предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения.

Социальная инфраструктура представлена государственными учреждениями  здравоохранения, муниципальными учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования, культуры, спорта, социального обслуживания населения.

Численность трудовых ресурсов населения муниципального округа – 10,87 тыс. человек, что составляет 56,5% от общей численности населения муниципального округа.  Из них заняты в экономике – 4,1 тыс. человек.  

 

   Экономическое развитие

Важную роль в экономике муниципального округа занимает предпринимательский сектор. Успешно развивающийся малый бизнес способствует решению таких важных задач, как создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и, соответственно снижение социальной напряженности.

Предприятия малого бизнеса строят свою деятельность, исходя из потребности местного рынка, предоставляют новые рабочие места населению и являются одним из источников пополнения местного бюджета.

Структура сфер деятельности  малого бизнеса Юргинского муниципального округа по сравнению с предыдущими годами значительно не изменилась.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Кузбассу на начало 2025 года число субъектов предпринимательства (юридических и физических лиц) в Юргинском муниципальном округе насчитывалось 357 единиц, в том числе малых предприятий – 49, индивидуальных предпринимателей – 308.

В настоящее время численность работающих в сфере предпринимательства насчитывает 1,4 тысяч человек, что составляет 34,1 % от численности занятых в экономике муниципального округа. Таким образом, каждый третий работник Юргинского муниципального округа в настоящее время занят в секторе малого бизнеса.

С 2020 года появилась новая категория налогоплательщиков – самозанятые, и в первую очередь статус самозанятого имеют физические лица – граждане, которые применяют специальный режим "Налог на профессиональный доход".

На 01 января 2025 года в качестве самозанятых зарегистрировано на территории округа 800 налогоплательщиков.

В 2024 году поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Кузбасса осуществлялась по трем региональным проектам в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

-Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства,

-Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами,

-Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».

Администрация Юргинского муниципального округа проводит разъяснительную и информационную работу с субъектами малого бизнеса сцелью получения ими услуг в региональных организациях инфраструктуры поддержки предпринимательства.

На сайте администрации для категории «самозанятые» разработан информационный раздел «Развитие самозанятых граждан»,где размещены комплекс мер поддержи данной категории.

Ведется работа по вовлечению населения округа в бизнес, реализация образовательных программ онлайн, в том числе для действующих предпринимателей, школьников, лиц в возрасте до 30 лет и старше 45 лет, безработных, инвалидов, выпускников и воспитанников детских домов и иных категорий граждан, желающих организовать свой бизнес.

Для предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса организована совместная работа с Комитетом по управлению муниципальным имуществом ЮМО. Утвержден перечень имущества, предназначенного для передачи во владение  субъектам МСП. Данная информация размещена на сайте администрации Юргинского муниципального округа.

Согласно реестра СМСП, за 2024 год в Юргинском муниципальном округе насчитывалось 357 субъекта, что на 35 единиц больше 2023 года. Соответственно произошло увеличение показателя на 10 тысяч человек населения. Также значение показателя в 2024 году увеличилось за счет снижения общего числа жителей округа.

Эффективность деятельности муниципального образования в 2024 году в сфере развития малого предпринимательства  представлены следующими показателями:

- фактическое число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. чел. населения   составило в отчетном 2024 году  - 149,2  человека (за 2023 год – 144,3 человек);

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних  предприятий  в среднесписочной численности работников  (без внешних совместителей)   всех предприятий и организаций в 2024г. составила 24,4 %, а в 2023 г. – 22,9%.

Приоритеты развития субъектов малого предпринимательства на территории муниципального округа в настоящее время, а также в предстоящие годы будут определяться в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Национальных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства. В плановом периоде 2025-2027 годы основными направлениями станут:

- организация и проведение мероприятий по популяризации предпринимательской деятельности (участие в выставках-ярмарках, конкурсах (местного и областного характера), конференциях, совещаниях, рабочих встречах, круглых столах (с главой муниципального округа) по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;

- привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в образовательных проектах (как для начинающих предпринимателей и физических лиц, которые имеют свои бизнес-идеи, но не знают, как начать их реализовывать, так и  на выявление бизнес-идеи для действующих предпринимателей);

- информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства  через оповещение и размещение информации о мерах поддержки (имущественной, консультационной, финансовой и образовательной) для субъектов малого и среднего предпринимательства в районной газете «Юргинские ведомости», на официальном сайте администрации Юргинского муниципального округа (отдельная вкладка «Предпринимательство», а также в мессенджере ватсап группы «Предприниматели ЮМО»);

-проведение информационной работы по вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность в качестве самозанятых – с 2023 года 100% налога на профессиональный доход (НПД) передается бюджетам МО в виде иной дотации. Размер дотации из регионального бюджета  будет зависеть от количества плательщиков НПД, зарегистрированных на территории МО.

 

 Привлечение инвестиций является важнейшим условием стабильного функционирования и развития экономики муниципального округа.

 Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году по полному кругу  предприятий составил 1247,4 млн. руб., индекс физического объема  - 73,1% к 2023 году.

 Инвестиции за счет бюджетных средств  в 2024 году составили 82,371 млн. руб. или 112% к 2023 году.

Снижение общего объема инвестиций объясняется освоением инвестиций   в 2023 году предприятием «Газпром газораспределение Томск» в сумме 982,5 млн. руб. (строительство распределительных сетей для догазификации д.Талая Юргинского муниципального округа -1,25 км газопроводов).

Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности предприятий и организаций являются расширение существующего производства, интенсификация и модернизация производства. Основной формой инвестиций в основной капитал выступают средства, направленные на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, главным образом, за счет собственных средств.

Юргинский муниципальный округ имеет достаточный инвестиционный потенциал:

- на территории округа имеются свободные земли, которые могут быть предложены потенциальным инвесторам;

- органы местного самоуправления оказывают всестороннее содействие в реализации  инвестиционных проектов (сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна»).

Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2025 году планируется освоить 1054,3 млн. рублей капитальных вложений  или 78,4 % к уровню 2023г., в 2026 году – 1024,4 млн. рублей (91,8% к 2025г.), в 2027 году – 1043,1 млн. рублей (97,5% к 2026г.).  

Инвестиционные вложения будут наблюдаться по направлениям:

- на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и поддержку ЖКХ;

- приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования;

- по объектам социальной сферы (финансирование из бюджетных источников)

в образовании, учреждениях культуры, здравоохранении.

В дальнейшем,  суммы выделяемых средств из бюджетов всех уровней, по оценке, на инвестиции составят : в 2025 году - 68,4 млн. руб. в 2026 году - 43,0 млн. руб., в 2027 году – 35,7 млн. руб.

 

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом   в 2024 году осталась практически на уровне 2023 года - 88,3%.

Земельный налог является одним из значимых налогов, относится к собственным доходам местных бюджетов и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет от 17 до 22%. Поэтому, работа в данном направлении будет продолжена и  за счёт дальнейшего приобретения и оформления гражданами, а также юридическими лицами земель в собственность. В  2025-2027 годах данный показатель  увеличится  и к 2027 году достигнет значения – 88,6% от общей площади территории Юргинского муниципального округа.

 

Приоритетным направлением экономики Юргинского муниципального округа является развитие агропромышленного комплекса.

На территории Юргинского муниципального округа осуществляют деятельность 34 сельхозтоваропроизводителей разных форм собственности: 6 сельскохозяйственных предприятий, 28 крестьянских (фермерских) хозяйств, 1 сельскохозяйственный кооператив и  1148 личных подсобных хозяйства.

В землепользовании в хозяйствах всех форм собственности числится 128 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного значения, в том числе 87 тысяч га пашни.

Анализируя  финансовые показатели хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, следует отметить, что по итогам работы за 2024 год в целом от сельскохозяйственного производства получена прибыль до налогообложения в сумме 77,551 млн. руб. (в 2023 году прибыль составляла 139,76 млн. рублей). Снижение прибыли связано  с неблагоприятными погодными условиями летом 2024 года, когда погибло 4,5 тыс. га. посевов зерновых культур, что значительно повлияло на валовый сбор зерна. Было  собрано 71 тыс. тн. Это почти на 20 тыс. тн. меньше к уровню прошлого года. 

Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций составил в отчетном 2024 году 83,3%, из 6  крупных хозяйств округа - 5 являются  прибыльными.

В 2025-2027 годах на территории Юргинского муниципального округа безубыточную производственную деятельность, в случае сохранения объема производства и количества  сельхозпредприятий, будут осуществлять  7  предприятий, одно с/х предприятие открылось в начале 2025 года.

 

Немаловажным для населения муниципального округа  является обеспеченность автомобильными дорогами, их состояние.

Сложившаяся сеть дорог определяет особые задачи и предъявляет серьезные требования к обеспечению безопасности дорожного движения, техническому состоянию и благоустройству дорог.

Муниципалитетом ежегодно проводятся  капитальные ремонты дорог с твердым покрытием, во всех населенных пунктах грейдируются и отсыпаются щебнем проблемные участки дорог, производится ямочный ремонт. Особое внимание уделяется улицам, по которым проходят школьные маршруты.

На территории Юргинского муниципального округа на начало 2025 года протяженность автомобильных дорог составила 512,6 км., за год не изменилась. Из них с твердым покрытием – 355,4 км. (69,3%), в том числе с усовершенствованным покрытием 211,8 км.

На выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в 2024 году направлено 58,6 миллионов  рублей бюджетных средств, в том числе из средств местного бюджета – 8,8 млн. рублей.

На выполнение работ по безопасности дорожного движения  было направлено из средств местного бюджета 4,8 млн. рублей.

На конец отчётного 2024 года ещё остаются участки дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям  - 16,54%.

В 2025-2027 годах будут продолжены мероприятия по:

- капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования муниципального значения;

- повышению уровня безопасности дорожного движения;

- ямочному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения.

 

В муниципальном образовании также остаются населенные пункты, не имеющие регулярного автобусного или железнодорожного сообщения, где проживает 0,53% жителей от общей численности населения муниципального округа. В 11-ти населенных пунктах Юргинского муниципального округа отсутствует регулярное автобусное или ж/д сообщение по причине низкого пассажиропотока. Количество фактически проживающих жителей в таких населенных пунктах колеблется от 1 до 32-х человек.Открывать новые автобусные маршруты в удаленные населенные пункты с минимальной численностью жителей на сегодняшний день не целесообразно.

 

В Юргинском муниципальном округе сохраняются положительные темпы роста заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата  работников в целом по муниципальному округу за  2024 год составила 53537,3 рублей и  увеличилась относительно  2023 года на 6861,7 рублей или на 14,7%.

Размер заработной платы на крупных и средних предприятиях составил 55393,9 рублей, что на 14,4% больше 2023 года.

По муниципальным учреждениям  социальной сферы средняя заработная плата работников по итогам 2024 года сложилась в сумме:

 - дошкольных образовательных учреждений  – 44216,13 руб. (рост 6,5% к 2023г.);

-  общеобразовательных учреждений  – 46281,11 руб. (рост 11,6% к 2023г.);

- у учителей муниципальных общеобразовательных учреждений – 60288,8 руб. (рост 15% к 2023г.);

         - у работников учреждений культуры и искусства - 59851 руб. (увеличение на 12,8% к 2023г.);

- у работников учреждений физической культуры и спорта – 63086,7 руб. (рост – 19% к 2023г.).

Рост заработной платы в 2024 году по сравнению с прошлым годом произошел в результате индексации заработной платы отдельным работникам бюджетных учреждений ЮМО - на 7,7% на основании нормативного акта на региональном и муниципальном уровнях (Распоряжение Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 28.02.2024 №22-рг «Об увеличении фондов оплаты труда работников государственных учреждений Кемеровской области – Кузбасса», постановление АЮМО от 11.03.2024 № 299 «Об увеличении фондов оплаты труда работников муниципальных учреждений Юргинского муниципального округа»).

В целом по муниципальному округу, среднемесячная заработная плата крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций будет расти и к концу 2027 года достигнет 68569,6 рублей (рост к 2024г. – 23,8%).

 

 Дошкольное образование

На 01 января 2025 года на территории муниципального округа функционировало  16 образовательных организаций, из них - 13 общеобразовательных школ, 2  учреждения дополнительного образования, оздоровительный лагерь.

Все 13 школ реализуют программы дошкольного образования (с  10-12 часовым пребыванием воспитанников). 

19 дошкольных    отделений посещают 374 воспитанника (в 2023 году - 383 чел.). Охват дошкольным образованием составляет 36,5% (в 2022г. - 34,0%).

В  последующие три года  предполагается, что число детей, посещающих детские сады, будет оставаться на уровне 2024 года. Учитывая, что численность детей в возрасте 1-6 лет в Юргинском муниципальном округе будет также оставаться на уровне 2024 – 1025 человек, то доля детей останется постоянной – 36,5% от общей численности детей в муниципальном округе.

Детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учёте для определения в муниципальные дошкольные учреждения округа в 2024 году - нет. В дальнейшем, ситуация не изменится.

Муниципальные дошкольные образовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта,  в муниципальном округе отсутствуют.

 

Общее и дополнительное образование

Система образования Юргинского муниципального округа направлена на обеспечение доступности качественного образования для каждого ребенка независимого от места его проживания, состояния здоровья и социального положения семьи.

Все образовательные учреждения имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности и аккредитацию. 13 образовательных учреждений имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

На развитие системы образования за 2024 год направлено 674,1 млн. рублей  (в 2023 году – 634,5 млн. руб.) и это самая большая статья расходов в муниципальном бюджете.

Одним из показателей эффективности предоставляемых образовательных услуг является качество знаний выпускников школ.

В 2023-2024 учебном году все выпускники 11-х классов  прошли  государственную аттестацию и получили аттестаты о среднем (полном) образовании.

В последующие годы также планируется сдача экзаменов всеми выпускниками школ с получением аттестатов.

Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, которые соответствуют современным требованиям в муниципальном округе – все 13, поэтому доля учреждений, соответствующих современным  требованиям в 2024 году составила 100 %. Соответственно, в 2025-2027 годах все муниципальные общеобразовательные учреждения будут соответствовать современным требованиям.

В Юргинском муниципальном округе присутствуют общеобразовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта – их 2. В Новоромановской и Арлюкской общеобразовательных школах необходимо проведение капитального ремонта. Поэтому, значение показателя «Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений» в 2024 году составила 15,4%.

Наличие зданий муниципальных  образовательных учреждений, требующих капитального ремонта, объясняется давностью их постройки, а также нехваткой средств местного бюджета на приведение учреждений в нормативном состоянии. Здания образовательных организаций, требующие капитального ремонта, включены в планы капитальных ремонтов, реализуемые на муниципальном уровне:

завершение капитального ремонта Новоромановской школы 2025 году;

прохождение гос. экспертизы и технического совета проектно-сметной документации  по капитальному ремонту Арлюкской школы;

проведение капитального ремонта пищеблока Попереченской и Проскоковской школ.

В целях укрепления материально-технической базы муниципальных образовательных организаций, в том числе, проведения капитальных ремонтов зданий, бюджету Юргинского муниципального округа предоставляется субсидия за счет средств областного бюджета (на условиях софинансирования).

 

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях за отчётный 2024 год составила 79,7% (показатель совместно с Юргинским городским округом).

В образовательных организациях проводится целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников:

- раннее выявление хронических заболеваний;

- создание дополнительных условий для занятия спортом;

- пропаганда здорового образа жизни;

- организация оздоровительных мероприятий.

Для поддержания и укрепления здоровья школьников в последующие годы необходимо:

- организация учебного процесса в соответствии с нормами техники безопасности;

-организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни;

-разработка оздоровительных мероприятий по профилактике и коррекции нарушения осанки, нарушения зрения;

                        -профилактика алкоголизма, наркомании;

- организация учебно-воспитательного процесса с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований;

- разработка здоровье - сберегающих программ, проведение Дней здоровья.

В 2025-2027 годах, предположительно, показатель останется на уровне 2024  79,7%.

Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую  смену, в 2024 году составила 180 человек  или 10,4% от всех учащихся округа.  Данная проблема еще остается в Искитимской СОШ, где часть  учащихся посещает вторую смену.

В последующие годы количество детей, посещающих школу во вторую смену, останется без изменений.

Расходы бюджета Юргинского муниципального округа на общее образование в расчёте на одного обучающегося в 2024 году составили 83,7 тыс. руб. против 77,0 тыс. рублей  в 2023 году. При расчете показателя учитываются только расходы местного бюджета без учета общеобразовательной субвенции, поступающей из областного бюджета. На величину показателя влияют такие факторы, как, изменение тарифов за коммунальные услуги и электроснабжение, а также изменение МРОТ.

В 2025-2027 годах, по оценке, расходы на одного учащегося будут оставаться на  уровне 77,0 тыс. рублей.

Дополнительное образование детей в настоящий момент является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования.

Детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в Юргинском муниципальном округе насчитывается  2554 человека (в 2023г. - 2266 человек). Доля в общей численности детей данной возрастной группы за отчётный период составила 71,2%, что больше на 8,6 процентных пункта прошлого года.

В дальнейшем, доля детей в возрасте 5 -18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных бюджетных организациях будет оставаться на уровне 71,2%.

Для организации досуговой занятости детей и подростков в Юргинском муниципальном округе функционируют спортивная школа, детско-юношеский центр, музыкальная школа и школа искусств. Воспитанники детских учреждений  принимают активное участие в региональном и всероссийском конкурсных движениях.

Культура

Культура в  Юргинском муниципальном округе является важнейшей составляющей качества жизни населения и призвана удовлетворять его запросы для творческого развития и организации культурного досуга.  Потребность в самореализации, развитие творческих способностей,  проведение досуга граждан  обеспечивается за счет учреждений культуры.  

По итогам проведенного анализа в муниципальном образовании ситуация по уровню фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности в целом остается стабильной.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры клубного типа в 2024 году, как и в предыдущем, составил 103%, библиотеками – 100% . 

В дальнейшем, данные  показатели в 2025 -2027 годах  будут иметь такие же значения – 103% и 100% соответственно.

 Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры – 3,4%, что на уровне прошлого года. В одном из учреждений – СДК в  п.ст.Арлюк необходимо проведение капитального ремонта.

В сферу культуры Юргинского муниципального округа в 2024 году направлено 216,8 млн. рублей, в том числе на укрепление МТБ и оснащенности учреждений – 10,3 млн. рублей, из них за счет средств местного бюджета 9,7 млн. рублей. Средства направлены: на текущий ремонт клубной системы, на подготовку к зиме, на ремонтно-строительные работы в библиотечно-музейном комплексе, на установку ограждения Детской школы искусств, на обеспечения безопасности учреждений в рамках исполнения предписаний.

В настоящее время на территории Юргинского муниципального округа расположено 4 объекта культурного наследия, техническое состояние которых устанавливается на основе акта, выполненного специалистами в области сохранения объектов культурного наследия:

- Братская могила расстрелянных колчаковцами в Гражданскую войну в п.Арлюк;

- место боя красногвардецев с белочехами в п.ст.Арлюк;

- место захоронения репрессивных Арлюкского лаготделения Сиблага в п.Линейный;

- памятник героям Гражданской войны в п.Юргинский.

Все эти объекты находятся в муниципальной собственности и имеют отличное состояние.

 

         Физическая культура и спорт

Развитие физической культуры и спорта направлено на организацию разнообразных и активных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения. Важнейшим звеном в физическом воспитании населения является спортивно - массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Ежегодно в муниципальном округе проводятся спортивно-массовые мероприятия различных направлений.

Численность занимающегося населения физкультурой и спортом в Юргинском муниципальном округе  в 2024 году    составила 10598 человек, что на 1011 человек больше чем в 2023 году или на 11,5%. В муниципальном округе функционируют 36 объектов спортивных сооружений, где население   имеет возможность заниматься различными  видами спорта.

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом,  в 2024 году составила 59,4%,  что выше 2023 года на 5,7 процентных пункта.

В 2024 году проведено 13 спортивно массовых муниципальных мероприятий. Наиболее значимые из них:

-Лыжня России-2024 - самое массовое спортивное мероприятие в Юргинском муниципальном округе, приняло участие около 150 жителей округа.

-хоккей в валенках – на протяжение зимнего сезона проводиться около шести турниров как детских так и взрослых.

- кросс нации 2024 - одно из самых массовых и масштабных физкультурных мероприятий по легкой атлетики, которое проводиться в Российской Федерации. В 2024 году Юргинском муниципальном округе приняло участие 100 человек разных возрастов.

- турнир по футболу памяти погибших земляков в СВО – Турнир был проведен в новом формате большого футбола. В турнире приняло участие пять  команд различных религиозных конфессий.

-команда Юргинского муниципального округа приняла участие в летних ВсеКузбасских сельских играх, где семья Пастушковых из поселка Юрга - 2 заняло первое место в дисциплине спортивная семья 2024.

В дальнейшем, доля населения, систематически занимающихся спортом, будет расти, предположительно в 2025 году – 60,4%, в 2026 году – 61,9% человек, в 2027 году – 62,3%.

Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся в 2024 году составила 95,6%. Рост  показателя в сравнении с 2023 годом на 2,7 процентных пункта объясняется увеличением числа обучающихся занимающихся физкультурой и спортом.

В дальнейшем, доля обучающихся занимающихся спортом в Юргинском муниципальном округе будет расти в пределах менее одного процентного пункта.

 

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Важнейшим индикатором в жилищной сфере, в том числе, одним из основных показателей комфортности проживания граждан, являются показатели обеспеченности населения жилыми помещениями, объем ввода жилья, а также увеличение темпов жилищного строительства.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя муниципального округа в 2024 году составила  30,65 кв. м., что больше уровня 2023 года на 0,62 кв.м..

В 2024 году строительство нового жилья осуществлялось только индивидуальными застройщиками, а улучшение жилищных условий социальным категориям граждан за счет приобретения жилья на вторичном рынке.

За 2024 год на территории округа построено 54 индивидуальных жилых домов общей площадью 7017 кв. метров. Это на 56,7% больше ввода жилья в 2023 году.

В 2024 году утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Юргинского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса.

Установлены 62 границы населенных пунктов Юргинского муниципального округа, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

                        В целях увеличения площади ввода жилья на  последующие годы:   

- за счет расширения границ населенных пунктов д. Зимник, д. Сарсаз, п.ст. Юрга 2-я, д. Талая запланировано предоставление земельных участков для строительства индивидуального жилищного строительства;

- заключение муниципального контракта по проведению комплексных кадастровых работ в пределах границ кадастрового квартала в п Заозерный за счет средств местного бюджета;

- разработка материалов для организации проведения комплексных кадастровых работ на территории д. Безменово;

- работы по  инвентаризации построенных и не поставленных на учет объектов, а также инвентаризация индивидуальных жилых домов с печным отоплением на наличие документов о вводе объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.

Формирование и предоставление земельных участков для строительства является одним из индикаторов активности по созданию условий для привлечения инвестиций и, как следствие, создание стимула для дальнейшего развития экономики территории.

Общая площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. населения в 2024 году составила 2,5 гектаров, что больше  предыдущего года на 0,95 гектаров. Все они были предоставлены для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения.

В 2025-2027 годах площадь земельных участков будет варьироваться на уровне от 2,53 до 2,57 гектаров, все они будут предназначаться для предоставления индивидуального жилищного строительства.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола  о результатах торгов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию для объектов жилищного строительства в течение трёх лет в 2024 году – не было. На плановый период такие земельные участки  не предусматриваются.

 

      Жилищно-коммунальное хозяйство

Постоянного внимания и максимальной степени ответственности требует от местной власти исполнение полномочий, связанных с созданием условий для предоставления качественных услуг населению в области жилищно-коммунального хозяйства.

Поддержание надлежащего санитарно-технического состояния жилья, коммуникаций и объектов коммунального назначения, обеспечение населения жизненно важными услугами - электроснабжением, газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением является первостепенной задачей администрации муниципального округа.

Общая площадь жилищного фонда Юргинского муниципального округа по состоянию на 01 января 2025 года составила 586,4 тыс. кв. м.

В целях эффективного управления многоквартирными домами в Юргинском муниципальном округе во всех  домах собственниками жилых помещений реализован способ управления, что составляет 100%. В настоящее время определены следующие способы управления:

- собственниками жилья МКД в п.ст.Юрга-2 по ул. Новая, ул. Школьная, ул. Заводская выбрана управляющая компания ООО «Жилсфера» – 6 домов;

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме – 96 домов.

Особенностью жилищного фонда в Юргинском муниципальном округе является высокая доля индивидуального жилья – 47,3%. В собственности граждан находится 551,56 тыс. кв. м. или 95%, муниципальный жилищный фонд составляет – 28,63 тыс. кв. м. (4,9%), специализированный – 2,03 тыс. кв. м. (0,1%).

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электро-снабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципального района в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Юргинского муниципального округа  - нулевой показатель. В связи с требованием действующего законодательства об обязательном заключении концессионного соглашения на объекты ЖКХ, ввод в эксплуатацию которых более 5 лет, хозяйствующие субъекты в сфере ЖКХ отказались от участия в торгах на заключение концессионного соглашения, поэтому было образовано МУП «Комфорт» в правом хозяйственного ведения муниципальным имуществом. Доля участия муниципалитета – 100%.

На государственный кадастровый учет в Юргинском муниципальном округе поставлено 100 процентов земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство и муниципалитет несут обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством, остается одной из наиболее острых проблем.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в 2024 году в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях,  составила 9,06% против 12,4% в 2023 году.

На 01 января 2025г. в очереди на улучшение жилищных условий на начало года состоит 265 семей, в том числе 126 детей-сирот.

За 2024 год улучшили жилищные условия 26 семей.

По договорам специализированного найма предоставлены жилые помещения шестерым детям-сиротам,  две молодых семьи получили жилье за счет предоставления социальной выплаты, одна многодетная семья – по договору социального найма, 17 детей-сирот приобрели жилые помещения за счет жилищных сертификатов.

На 2025 год в Минстрой Кузбасса направлена заявка на обеспечение жильем: 5-ти семей социально-незащищенной категорий  граждан, 5-ти сиротам, 3-м молодым семьям.

В 2025-2027 годах плановая доля граждан, которые улучшат свои жилищные условия, составит 7,55%, 5,42%, 5,42%.

 

                                                               Организация муниципального управления

В 2024 году бюджетная и налоговая политика муниципального округа была направлена на сохранение и развитие доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов и предоставление муниципальных услуг, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости муниципального бюджета, совершенствование межбюджетных отношений.

В бюджет Юргинского муниципального  округа за 2024 год поступило доходов в сумме 1768,9 млн. рублей. Из общей суммы поступлений налоговые и неналоговые доходы составили 283,86 млн.  рублей (или 16,0%), субвенции  – 791,8 млн. рублей (44,8%).

В Юргинском муниципальном округе сохраняется высокая зависимость бюджета от межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Именно за счет средств, получаемых в виде межбюджетных трансфертов, обеспечивается сбалансированность исполнения бюджета округа.

Доля  налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений  налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объёме собственных доходов бюджета Юргинского муниципального округа  (без учёта субвенций) за 2024 год составила – 15,6%, что ниже уровня прошлого 2023 года на 2,4 процентных пунктах.

Доля налоговых и неналоговых доходов в 2025 году планируется на уровне 15,5%, что практически на уровне 2024 года, в 2026-2027 годах - на уровне 17,6-18,2%% за счет увеличения поступления собственных налоговых и неналоговых доходов. Ежегодное изменение объема налоговых доходов будет обусловлено  несколькими факторами:

- изменение нормативов отчислений от региональных налогов;

- изменения в бюджетной и налоговой политике;

- рост (снижение) количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы;

- финансово-экономической ситуации организаций.

Общие расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления за 2024 год составили  118,823 млн. руб.  или  6161,4 рублей в расчете на одного жителя (в 2023г. – 5129,8 рублей).  

В 2025-2027 годах предполагается увеличение расходов с 6183,18 до 6261,1 рублей на одного жителя, в основном за счет уменьшения численности жителей муниципального округа в плановом периоде (19193 чел. в 2025г., 18954 чел. в 2027г.).

На территории муниципального округа нет предприятий-банкротов муниципальной формы собственности.

Плановые сроки ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства соблюдаются.

Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) в муниципальных учреждениях Юргинского муниципального округа отсутствует.

В 2024 году Советом народных депутатов Юргинского муниципального округа утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Юргинского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса.

В соответствии с постановлением Губернатора Кемеровской области от 04.07.2011 № 43-пг «Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения Кемеровской области для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов Кемеровской области в отдельных сферах деятельности» (ред. от 21.12.2022 №117-пг) Министерством экономического развития Кузбасса на основании заключенных контрактов с учреждениями о проведении социологических опросов населения, ежегодно проводится соцопросы, результаты которых направляются в муниципальные образования.

Согласно проведенному опросу, в 2024 году итоговый показатель   «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)» в Юргинском муниципальном округе составил 58,2% (в 2023г. -  58%).  

В 2024 году в администрацию от населения поступило 782 обращения, в которых содержался 911 вопрос. Общее количество вопросов по сравнению с прошлым годом уменьшилось  на 8,5% (в 2023 году - 951). Уменьшилось количество обращений жителей округа в Администрацию Правительства Кузбасса – 94 обращения, в 2023г. - 113, это на 19 обращений меньше.

В обращениях, поступивших непосредственно в администрацию, преобладали следующие вопросы:

По хозяйственной деятельности поступил 561 вопрос. В 2023 году их было 882. Значительная часть вопросов касалась темы – ЖКХ: строительство и ремонт водопроводных сетей, водоснабжение поселения, ремонт автомобильных дорог, установка контейнеров для сбора ТКО, газификация. Также поступали обращения по транспортному обслуживанию сельских жителей в летний период (изменение расписания маршрутов), освещению улиц, благоустройству и обустройству придомовых территорий.

Все обращения граждан рассматриваются специалистами администрации Юргинского муниципального округа в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Выезды специалистов администрации на места проводятся совместно с участием специалистов территориального управления, заявителя и, при необходимости, специалистов необходимой структуры.

Граждане, независимо от того, что на местном уровне им ранее давались ответы по существу, обращаются в вышестоящие инстанции, желая получить ответы от руководителей высших органов власти.

Социально – экономическое развитие Юргинского муниципального округа определяется совокупностью внешних и внутренних условий, одним из которых является демографическая ситуация.

Среднегодовая численность постоянного населения  за 2024 год в ЮМО составила 19285 человек, за год население  уменьшилось на 138 жителей (в 2023г. –  19423 человека).     Основным критерием снижения численности населения является естественная убыль населения.

Уменьшение числа жителей округа обусловлено преобладанием естественной убыли населения (умирает людей больше, чем рождается). С января по декабрь 2024 года число умерших превысило число родившихся на 219 человек. Одним из факторов растущей смертности граждан являются заболевания сердечно-сосудистой системы и онкология.

Миграционный прирост  за 2024 год составил 148 человек (в 2023г. – 7 человек), как следствие положительная миграция повлияла на улучшение демографической ситуации в округе.

Однако, тенденция сокращения численности постоянного населения в ЮМО сохранится в плановом периоде.

В целях улучшения значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления в Юргинском муниципальном округе и решения первоочередных задач, реализация которых необходима в сфере муниципального управления, планируются следующие организационные мероприятия:

- проведение анализа поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет ЮМО, особое внимание при котором необходимо уделить мероприятиям, направленным на увеличение доходной части местных бюджетов;

- оформление государственной регистрации прав на выявленные объекты недвижимости с целью увеличения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, в полном объеме поступающих в местные бюджеты;

- улучшение жилищных условий населения, а именно: увеличение объемов жилищного строительства, снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном и вторичном рынках;

- рост качества и снижение стоимости оказываемых услуг, как социальных, так и жилищно-коммунальных;

- создание условий для роста занятости населения с достойным уровнем оплаты труда, эффективности системы социальной помощи и социальной поддержки населения.

 

                             Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Для муниципального бюджета задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

В Юргинском муниципальном округе реализуется муниципальная программа «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального округа». Основными целями программы является:

- минимизация расходов бюджета по оплате энергоресурсов с помощью проведения энергосберегающих мероприятий на предприятиях коммунального комплекса;

- внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и систем учета на предприятиях коммунальной инфраструктуры;

- установка приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии), стимулирование энергосбережения в ЖК сфере и бюджетной сфере.

В целях пропаганды энергосбережения среди населения в средствах массовой информации размещается реклама, призывающая к установке приборов учета в жилых домах, рациональному использованию ресурсов, выбору энергопотребляющего бытового оборудования высоких классов энергетической эффективности.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах за 2024 год составила:

- электрическая энергия 820,7 кВт/ч на 1 проживающего (снижение за год на 8,7 кВт/ч);

- тепловая энергия 0,32 Гкал на 1 кв. м. общей площади (на уровне 2023 года);

- горячая вода 27,2 куб.м. на 1 проживающего (на уровне 2023 года);

- холодной воды 34,8 куб.м. на 1 проживающего (снижение за год на 0,4 куб.м.);

Сетевого природного газа в муниципальном образовании нет.

Реализация потенциала снижения потребления ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями осуществляется за счет внедрения современных энергосберегающих технологий, применения энергосберегающих материалов и оборудования. Организуются работы по улучшению эксплуатации светильников, своевременному ремонту оконных рам, оклейке окон, ремонту санузлов и т.п.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями Юргинского муниципального округа в 2024 году составила:

- электрическая энергия 180,3 кВт/ч на 1 чел. проживающего (снижение за год на 0,04 кВт/ч);

- тепловая энергия 0,2 Гкал на 1 кв.м. общей площади (на уровне 2023 года);

- горячая вода 0,74 куб.м. на 1 проживающего (на уровне 2023 года);

- холодная вода 1,24 куб.м. на 1 проживающего (на уровне 2023 года).

В целях улучшения значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, решения первоочередных задач, реализация которых необходима в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, планируются следующие организационные мероприятия:

- обеспечение выполнения мероприятий муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных учреждений;

- обеспечение энергетической эффективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

- обеспечение завершения оснащенности объектов бюджетной сферы приборами учета энергоресурсов до 100%.

В организациях бюджетной сферы:

- продолжение проведение ремонта систем отопления горячего и холодного водоснабжения, зданий муниципальных учреждений;

- повышение тепловой защиты зданий муниципальных учреждений (приобретение материалов, ремонт и утепление кровли чердачных помещений, фасадов, дверей, установка оконных блоков).

В жилищном фонде:

- установка общедомовых и индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды и приборов учета тепловой энергии.

 

В целом, основные показатели развития Юргинского муниципального округа, достигнутые в 2024 году, свидетельствуют о положительной динамике в развитии экономики и социальной сфере муниципального образования.

 

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинский муниципальный округ