Доклад главы Юргинского муниципального района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2017 год и их планируемых значениях на 2018 – 2020 годы

 

Общие сведения

Сводный доклад главы Юргинского муниципального района представляет собой аналитическую информацию о деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального района за отчетный 2017 год и подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012г. №1317 «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»».

Доклад Главы района также ежегодно готовится на основании принятого распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.02.2013г. № 138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области» (с учетом изменений от 14.01.2014 № 8-р, от 21.03.2016 № 98-р, от 13.01.2017 № 13-р).

Источниками информации для оценки эффективности являются статистические данные, аналитические материалы исполнительных органов местного самоуправления Юргинского муниципального района, согласованные показатели эффективности на плановый период с отраслевыми Департаментами Администрации Кемеровской области, результаты социологического опроса населения в Кемеровской области с применением IT - технологий за 2017 год по Юргинскому муниципальному району.

Согласно Устава Юргинского муниципального района, администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области.

В таблице Доклада приведены значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального района за отчетные 2015-2017 годы и планируемые их значения на 2018-2020 годы.

Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.

Предметом анализа являются результаты деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах:

1) экономическое развитие;

2) дошкольное образование;

3) общее и дополнительное образование;

4) культура;

5) физическая культура и спорт;

6) жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;

7) жилищно-коммунальное хозяйство;

8) организация муниципального управления

9) энергосбережение и повышение энергетической эффективности;

Муниципальное образование «Юргинский муниципальный район» входит в состав Кемеровской области и расположен в ее северо-западной части, на левом берегу реки Томи. Площадь Юргинского района составляет 2,51 тыс. кв. км (2,6 % территории Кемеровской области), в том числе 1,57 тыс. кв. км. – земли сельскохозяйственного назначения. В административно-территориальный состав Юргинского района входят 9 сельских поселений и 63 населенных пункта.

Численность постоянно проживающего населения на 01 января 2018 года составила 21273 человека (0,79 % населения Кемеровской области).

Городской округ «Юрга» является центром муниципального образования «Юргинский муниципальный район» с населением 81,8 тыс.человек, расположенный в 117 км от областного центра.

Количество предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории района на 01.01.2018г. (по данным статистического регистра хозяйствующих субъектов ) - 422 единицы.

Экономика района представлена различными сферами хозяйственной деятельности.

На территории района исторически сложилось и развивается сельскохозяйственное производство. Основные направления: молочно-мясное животноводство, производство зерновых.

Основные виды промышленной деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды (предприятия ЖКХ). Остальные виды экономической деятельности представлены в меньшей степени: пищевая промышленность, строительство, лесное хозяйство, транспорт.

На потребительском рынке развита торговая сеть. В небольшом количестве имеются предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения.

Социальная инфраструктура представлена учреждениями здравоохранения, общего и дополнительного образования, культуры, спорта, социального обслуживания населения.

Численность трудовых ресурсов населения района – 11,0 тыс. человек, что составляет 51,7% от общей численности населения района. Из них заняты в экономике – 5,7 тыс.человек.

 

Экономическое развитие

Сектор малого и среднего бизнеса является неотъемлемой частью экономической составляющей развития района. Предприятия малого бизнеса строят свою деятельность, исходя из потребности местного рынка, предоставляют новые рабочие места населению и являются одним из источников пополнения местного бюджета.

Структура сфер деятельности малого бизнеса Юргинского муниципального района по сравнению с предыдущими годами значительно не изменилась. Приоритетными направлениями ведения бизнеса на территории муниципального образования являются:

-сельскохозяйственное производство, что составляет 38 % от общего числа всех субъектов предпринимательства;

-розничная торговля - 30%.

Развитие первого направления связано со спецификой района - район является сельскохозяйственным. Развитию торговой деятельности способствует быстрота получения прибыли при относительно низких затратах. Остальные 32 % субъекта предпринимательства осуществляют свой бизнес в таких сферах деятельности, как жилищно-коммунальное хозяйство, производство пищевых продуктов, строительство и прочие.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области на начало 2018 года число субъектов предпринимательства (юридических и физических лиц) в районе насчитывалось 369 единиц (в 2017г.- 395 ед.), в том числе малых предприятий - 85 единицы, индивидуальных предпринимателей – 284.

Не смотря на высокую активность населения, о чем свидетельствует количество зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательства в отчетном году, отмечается тенденция к закрытию собственного бизнеса. Данная тенденция сохраняется за последний период из года в год. Основная причина – это кризисные явления в экономике страны в целом, отсутствие стартового капитала на открытие собственного бизнеса, проблема доступности кредитов из-за достаточно высоких по сравнению с доходностью бизнеса ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к залоговому обеспечению; недостаток в кадрах и особенно в квалифицированных, последние нововведения для бизнеса (к примеру: установка онлайн-касс), которые ставят в неравные условия представителей сельского предпринимательства по сравнению с городским бизнесом.

Работа администрации Юргинского муниципального района в области создания благоприятных условий развития предпринимательства осуществляется в соответствии с муниципальной программой по развитию предпринимательства в Юргинском муниципальном районе.

К сожалению, в 2017году, по решению Администрации Кемеровской области не предусматривалась финансовая поддержка по традиционной схеме проведения конкурсов муниципальных программ развития предпринимательства всем муниципальным образованиям Кемеровской области.

В настоящее время субъектам малого предпринимательства в регионе предлагается альтернативная финансовая поддержка в виде получения микрозаймов на льготных условиях (процентная годовая ставка – 10%, начинающим субъектам в сумме – до 300 тысяч рублей, действующим – до 3 млн.рублей). Оформление микрозаймов осуществляет микрокредитная организация «Государственный Фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области». Двое предпринимателей района получили консультацию по предоставлению микрокредита.

Через Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Администрации Кемеровской области в 2017 году областной грант в сумме 2610 тыс. рублей на развитие животноводства получил фермер из села Проскоково (приобретена кормозаготовительная техника, закуплено пять коров).

В октябре 2017 года администрация района принимала участие в выставке-ярмарке «Экспо-Сибирь.Сделано в Кузбассе, сделано качественно». Юргинский муниципальный район представлял продукцию в ассортименте местных производителей: ООО «Армани» из пос.Речной, ген.директор Антонян А.С. (хлебобулочные изделия), и ИП Шенвальд Г.И. из п.ст.Юрга-2 (мясокопченности). По итогам участия администрация Юргинского муниципального района награждена Дипломом.

В сентябре 2017г. делегация представителей Юргинского муниципального района приняла участие в региональном форуме по малому и среднему предпринимательству «Кузбасс: Территория бизнеса - территория жизни» в г. Мыски. На форуме проводилось выездное заседание клуба инвесторов Кузбасса, где участники форума познакомились с инвестиционными площадками 6 муниципальных образований региона. Также участники форума приняли участие в работе таких площадок, как «Социальное предпринимательство», «Женское предпринимательство», «Действующий бизнес» и пр.

В целях информационной поддержки субъектов предпринимательства на официальном сайте администрации района создан раздел «Малый бизнес». В разделе размещается вся нормативная база документов по развитию и поддержке предпринимательства, а также итоги развития предпринимательства по годам, информированию о нововведениях в области розничной продажи алкогольной продукции, обеспечения безопасности труда, применения контрольно-кассовой техники, ограничения розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции и прочая информация, полезная для субъектов предпринимательства.

За отчетный 2017 год на территории района зарегистрировались 55 новых субъекта предпринимательства (7 юридических лиц и 48 индивидуальных предпринимателей), что на 4 % больше, чем в 2016 году (53 ед.).

За счет реализации областной программы, направленной на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области и выплате безвозмездной субсидии в размере 101,3 тыс.руб. через Центр занятости населения в 2017 году зарегистрировались 2 безработных в качестве индивидуальных предпринимателей и открыли собственный бизнес (для сравнения, в 2016 г. – 1 безработный, 2015г. – 7 безработных).

В плановом периоде 2018-2020 годов число субъектов малого предпринимательства практически будет сохраняться с небольшим ежегодным приростом.

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий и организаций (без внешних совместителей) в 2017 году составила 31 %. По сравнению с показателем прошлого года произошло снижение на 1,9 процентных пункта.

На плановый период предполагается незначительный рост доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций: в с 31 % в 2017 году до 31,7% в 2020 году.

Для создания благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства администрацией Юргинского муниципального района определены основные приоритеты развития:

- увеличение числа занятого населения в малом и среднем предпринимательстве;

- обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Юргинского муниципального района;

- совершенствование системы получения организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;

- содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на рынок.

 

Привлечение инвестиций является важнейшим условием стабильного функционирования и развития экономики района.

Объем инвестиций в основной капитал в 2017 году по полному кругу предприятий района по оценке составил 692,3 млн.руб. или 159,3% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах. Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности предприятий и организаций являются расширение существующего производства, интенсификация и модернизация производства. Основной формой инвестиций в основной капитал выступают средства, направленные на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, главным образом, за счет собственных средств.

Объем инвестиций на душу населения за исключением бюджетных средств в расчете на одного человека за 2017 год составили 31510 рублей (в 1,85 раза больше 2016 года).

Юргинский муниципальный район имеет достаточный инвестиционный потенциал:

- на территории района имеются свободные земли, которые могут быть предложены потенциальным инвесторам;

- органы местного самоуправления оказывают всестороннее содействие в реализации инвестиционных проектов (сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна»).

Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2018 году планируется освоить 554,4 млн.рублей капитальных вложений или 76,6 % к уровню 2017 г., в 2019 году – 720,6 млн.рублей ( 124,5% к 2018г.), в 2020 году – 824,0 млн.рублей ( 109,7% к 2019г.). В 2019 году рост инвестиций предполагается за счет строительства газоснабжения в с.Проскоково (ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"), строительства животноводческого помещения (телятника) на 200 голов в КФХ "Арутюнян А.А.", капитальных вложений в объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Бюджетные средства по крупным и средним предприятиям в инвестициях 2017 года составили 15,7 млн.рублей, что в 7,6 раза больше 2016 года.

В дальнейшем, суммы выделяемых средств из бюджета снизятся и составят с 4,1 млн.руб. в 2018 году до 8,0 млн.руб. в 2020 году.

Для реализации намеченных планов на муниципальном уровне необходимо:

-создание инвестиционных площадок для привлечения потенциальных инвесторов по разработке запасов полезных ископаемых (песок, песчано-гравийная смесь, глина, щебень);

-привлечение средств федерального и областного бюджетов, средств населения для реализации мероприятий муниципальных программ;

-содействие субъектам производственной деятельности Юргинского муниципального района в разработке предложений, отвечающих приоритетным направлениям инвестиционной политики района;

-предоставление земельных участков для размещения строительства и сдача в аренду муниципального имущества под различные цели;

-исполнение Дорожной карты внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Кемеровской области (в настоящее время создана рабочая группа и утвержден единый План мероприятий в Юргинском муниципальном районе по внедрению целевых моделей для улучшения инвестиционного климата в Кемеровской области – постановление администрации ЮМР от 19.04.2017г. № 163).

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом в 2017 году увеличилась по сравнению с 2016 годом на 2,0 процентных пункта и составила 86,2%. В 2017 году была продолжена работа в сельских поселениях по оформлению земельных участков в собственность. Земельный налог является одним из значимых налогов, относится к собственным доходам местных бюджетов и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет от 13 до 18%. Поэтому, работа в данном направлении будет продолжена и за счёт дальнейшего приобретения и оформления гражданами, а также юридическими лицами земель в собственность, в 2018-2020 годах данный показатель постепенно будет увеличиваться и к 2020 году достигнет 88% в общей площади территории Юргинского муниципального района.

Приоритетным направлением экономики района является развитие агропромышленного комплекса.

На территории Юргинского района осуществляют деятельность 33 сельхоз-товаропроизводителя разных форм собственности. (10 сельскохозяйственных предприятий, 23 крестьянских фермерских хозяйств), 2180 личных подсобных хозяйств.

В землепользовании в хозяйствах всех форм собственности числится 127 тысяч гектар земель сельскохозяйственного значения, в том числе 75 тысяч га пашни.

Анализируя финансовые показатели хозяйственной деятельности в районе, следует отметить, что по итогам работы за год в целом от сельскохозяйственного производства получен убыток до налогообложения в сумме 4,2 млн. рублей. (В 2016 году была получена прибыль в сумме 27,9 млн. рублей).

В 2017 году снизился удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций до 64%. Из 11 крупных хозяйств района только 7 хозяйств прибыльных.

Рентабельность всей хозяйственной деятельности с учетом субсидий составила минус 1 %. В 2016 году рентабельность составила 6,4%.

Ежегодно самый большой объем мяса производило сельскохозяйственное предприятие «Новые зори». В этом году в связи с нестабильной экономической ситуацией в хозяйстве, собственником принято решение о ликвидации поголовья свиней, что негативно отразилось на общих финансовых показателях.

В 2018-2020 годах на территории района планируется, что безубыточную производственную деятельность, в случае сохранения количества сельхозпредприятий, будут осуществлять 10 предприятий из 11 -ти.

Основными задачами на 2018 год являются:

- не допустить снижения поголовья коров, продолжать совершенствовать работу по воспроизводству стада, более ответственно относиться к работе по сбалансированности рациона и улучшению качества кормовой базы;

- работа с «брошенными» землями, которых на сегодняшний день насчитывается около 9 тысяч гектар;

- повышение плодородия сельскохозяйственных угодий (внесение удобрений, использование средства химической защиты растений, приобретение семян высоких репродукций);

- обновление и дополнение технического парка сельхозпредприятий;

- развитие овцеводства. На сегодняшний день в районе насчитывается 3560 голов овец. Высокий спрос баранины у покупателей дает возможность развивать это направление и получать прибыль. Задача – увеличение поголовья овец на 1000 голов.

Необходимо и дальше искать пути для повышения эффективности ведения сельскохозяйственного производства, продолжать реализовывать программные мероприятия, чтобы это отразилось на уровне и качестве жизни населения района.

 

Немаловажным для населения района является обеспеченность автомобильными дорогами, их состояние.

Сложившаяся сеть дорог определяет особые задачи и предъявляет серьезные требования к обеспечению безопасности дорожного движения, техническому состоянию и благоустройству дорог.

Следует отметить, что выделяемых финансовых средств не достаточно, чтобы производить капитальный ремонт дорог местного значения с твердым покрытием. Выделенные финансовые средства расходуются, в основном, на текущие ремонтные работы и содержание дорог на территории района.

На территории Юргинского муниципального района на начало 2018 года протяженность автомобильных дорог составила 512,6 км. и за год не изменилась. Из них с твердым покрытием – 355,4 км. (69,3%), в том числе с усовершенствованным покрытием 211,8 км..

Необходимость в ремонте и реконструкции дорог существует в следующих населенных пунктах: подъезд к д.Белянино (13 км.), подъезд к д.Макурино (13,5 км.).

На конец отчётного года ещё остаются участки дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям - 11%. Для приведения внутрипоселковых автодорог в удовлетворительное техническое состояние в 2017 году был сделан ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия на площади 2500 кв. метров, выполнено ограждение пешеходных переходов около 200 погонных метров, заменено и установлено 36 новых дорожных знаков, около образовательных учреждений выполнены 4 искусственных неровности. Регулярно делалась дорожная разметка.

В районе есть населенные пункты, не имеющие регулярного автобусного или железнодорожного сообщения, где проживает 0,2% жителей от общей численности населения района. (Ясная Поляна, Чутовка, Юрманово, Мариновка, Разъезд № 23). Открывать новые автобусные маршруты в удаленные населенные пункты с минимальной численностью жителей не целесообразно.

 

В Юргинском муниципальном районе сохраняются положительные темпы роста заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работающего в районе по крупным и средним предприятиям и некоммерческим организациям за 2017 год составила 25079 рублей и увеличилась относительно 2016 года на 9,1% (22995,6 рублей).

В производственных отраслях уровень заработной платы сложился:

- в сельском хозяйстве – 21758 рублей (рост 17 % относительно 2016 года). Наибольший размер заработной платы наблюдается в:

- ООО «Юргинский» - 25940 рублей

- ООО «Юргинский Аграрий» - 21537 рублей

- ООО СХП «Новые зори» - 14931 рублей

- КФХ «Арутюнян А.А.» - 13443 рублей

- на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства - 14852 рубля (рост 8,1 % относительно 2016 года). По предприятиям: ООО «УК «Энерготранс-АГРО»» - 14616 руб. (рост 8,9% к 2016г.), ООО «Теплоснаб» - 17048 руб. (рост 3,1%).

Основной задачей администрации района в 2017 году являлось достижение целевых показателей по средней заработной отдельных категорий работников муниципальных учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»:

- в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях средняя начисленная заработная плата в 2017 году сложилась в сумме 19765,5 рублей ( рост к 2016г. - 2,2%);

- в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 25028,1 руб. ( рост к 2016г. – 5,8%);

- у учителей муниципальных общеобразовательных учреждений – 28037,5 руб. (104,4 % к 2016г.);

- в муниципальных учреждениях культуры и искусства – 18403 руб.( увеличение на 28,4%).

Меры, проводимые на муниципальном уровне по увеличению заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы в 2017 году:

1.Оптимизация штатной численности образовательных учреждений, оптимизация сети дошкольных учреждений.

2.Согласно положению по оплате труда работников бюджетного сектора, 30% фонда направляется на выплаты стимулирующего характера, данные выплаты зависят от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Критерии и стандарты качества в каждой отрасли свои.

3.Дополнительно на выплаты стимулирующего характера направляются средства от оказания платных услуг ( учреждения культуры, в сфере социального обслуживания населения).

В дальнейшем, предполагаемый рост заработной платы будет происходить за счет:

-совершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы с одновременной оптимизацией муниципальных расходов;

- формирования рыночного механизма организации оплаты труда, основанного на социальном партнерстве, включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров.

В плановом периоде 2018-2020 годах увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных учреждений в сфере образования предусматривается на уровне 5%, работникам учреждений культуры в 2018 году запланирована индексация в 1,5 раза (за счет оптимизации сети и штатной численности учреждений культуры), в 2019-2020 годах – увеличение не планируется.

В соответствии с Указом Президента РФ № 597 от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в 2018 году продолжится оптимизация расходов в части фонда оплаты труда и будет включать в себя оптимизацию штата, сокращение неэффективных расходов, оптимизацию имущественного комплекса. Продолжится внедрение принципов «эффективного контракта» - установление зависимости заработной платы от качества оказанных услуг и эффективности деятельности работников на сновании критериев и показателей работы.

 

Дошкольное образование

На 01 января 2018 года в районе функционировало 24 общеобразовательных учреждений, из них 7 – детских садов, 1 – начальная школа-сад, 13 – школ, 1 детский дом, 2 учреждения дополнительного образования. 11 школ реализуют программы дошкольного образования (с 10-12 часовым пребыванием воспитанников).

В образовательной системе района в течение 2017 года проведена реорганизация 3-х учреждений: Зеледеевский детский сад присоединен к Зеледеевской средней школе, Юргинский детский сад присоединен к Юргинской средней школе, Елгинская начальная школа-сад к Мальцевской основной школе.

Численность детей в возрасте 1-6 лет, которые посещают дошкольные образовательные учреждения (детсады, дошкольные отделения при ООУ) в районе в 2017 году насчитывалось 721 человек (в 2016г. - 768 чел.) или 39,3% от всех детей в муниципальном образовании (1835 чел.).

В последующие три года число таких детей будет немного увеличиваться и в 2020 году составит по предварительной оценке 740 человек или 40% от общей численности детей.

Детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учёте для определения в муниципальные дошкольные учреждения района в 2017 году - нет. Но с 2018 года и на последующие годы предусматривается 1 ребенок, которому необходимо будет посещение детского сада, однако возможности у муниципалитета будут отсутствовать в связи с проживанием семьи в отдаленном населенном пункте.

Муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в районе отсутствуют.

 

Общее и дополнительное образование

Система образования района направлена на обеспечение доступности качественного образования для каждого ребенка независимого от места его проживания, состояния здоровья и социального положения семьи.

Все образовательные учреждения района имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности и аккредитацию. 14 образовательных учреждений имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Одним из показателей эффективности предоставляемых образовательных услуг является качество знаний выпускников школ.

В 2016-2017 учебном году 34 выпускника 11-х классов на государственной аттестации переступили минимальный порог по основным предметам и получили аттестаты, 1 выпускник Юргинской школы не получил аттестат о среднем (полном) образовании.. В 2016 году аттестаты получили все выпускники 11-х классов.

В 2017 году выпускница 11 класса Юргинской школы была награждена золотой медалью.

Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям в районе – 11 из 13, доля учреждений, соответствующих современным требованиям в 2017 году составила 84,6 % ( в 2016г. – 78,6%). За счет проведения плановых ремонтов общеобразовательных учреждений в 2018-2020 годах доля таких учреждений будет расти и составит 92,3% от общего их количества.

Муниципальные общеобразовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта в районе отсутствуют.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях за отчётный 2017 год составила 82,9%, что больше 2016 года на 8,4 процентных пункта. Динамика повышения показателя детей первой и второй группы здоровья объясняется тем, что во всех образовательных учреждениях района разработаны и внедряются программы по сохранению и укреплению здоровья детей, увеличивается количество кружков и секций, направленных на оздоровление детей, просветительской работе. Продолжено проведение комплекса мероприятий по улучшению условий по организации питания и медицинского обслуживания школьников, проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, введения норм ГТО, создания условий для занятий физкультурой и спортом.

В 2018-2020 годах планируется рост показателя до 84,1% за счет проведения мониторинга эффективности реализации в каждом образовательном учреждении программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, проведения своевременной диспансеризации, реализации профилактических мероприятий.

Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в 2017 году составила 168 человек или 8,4% от всех учащихся района, что на 44 ребенка меньше 2016 года. В последующих годах таких детей, по прогнозу, останется почти на уровне 2017 года.

Расходы бюджета Юргинского муниципального района на общее образование в расчёте на одного обучающегося в 2017 году составили 27,82 тыс.рублей против 108,5 тыс.рублей в 2016 году. Уменьшение суммы в несколько раз объясняется изменением методики расчета данного показателя. В новой методике учтены только расходы местного бюджета без учета общеобразовательной субвенции, поступающей с областного бюджета.

В 2018-2020 годах, по оценке, расходы на одного учащегося будут оставаться на уровне сложившихся в 2017 году.

Дополнительное образование детей в настоящий момент является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования.

Детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в Юргинском муниципальном районе насчитывается 2260 человек (в 2016г. - 2237 человек). Доля в общей численности детей данной возрастной группы за отчётный период составила 62,7%, что практически на уровне 2016 года (62,6%).

Для организации досуговой занятости детей и подростков в районе функционируют спортивная школа, детско-юношеский центр, музыкальная школа и школы искусств.

В Детско-юношеском центре обучаются 1250 учащихся, что составляет 36% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих в Юргинском муниципальном районе. Учащиеся ДЮЦ активно принимают участие в мероприятиях разного уровня. Благодаря современным технологиям, детям доступно участие в Международных и Всероссийских творческих конкурсах, что является эффективным средством социальной адаптации, если в 2016 году было 4 участника, то в 2017 году – 21 участник.

Творческие хореографические объединения неоднократно становились участниками областного конкурса детских хореографических коллективов Кемеровской области. В 2017 году творческое объединение «Брейк-данс» награждено грамотой ДОиНКО за популяризацию направления брейк-данс.

По достигнутым результатам учащиеся творческих объединений ДЮЦ в 2016 и в 2017 году были приглашены на областные профильные смены: «Страна мастеров», для творческих объединений ДПИ и «Школа народной культуры» для фольклорных коллективов и детских театральных коллективов.

Количество конкурсных работ стабильно высокое: в 2016 году - 165 участников, в 2017 году - 184.

 

Культура

Культура в районе является важнейшей составляющей качества жизни населения и призвана удовлетворять их запросы для творческого развития и организации культурного досуга. Потребность в самореализации, развитие творческих способностей, проведение досуга граждан обеспечивается за счет учреждений культуры.

В настоящее время сеть клубных учреждений представлена районным Домом культуры, Центр досуга молодежи, четырнадцатью сельскими Домами культуры, тринадцатью сельскими клубами и пятью автоклубами.

В 2017 году стабильно работали 280 клубных формирований, количество участников - 3889 жителей района, большая часть из которых дети и люди пожилого возраста, по сравнению с 2016 годом при таком же количестве клубных формирований количество участников увеличилось на 43 человека.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры клубного типа в 2017 году составил 103%,библиотеками – 90,9%.

В дальнейшем, данные показатели в 2018 -2020 годах будут иметь такие же значения – 103% и 91% соответственно.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры – 3,4%, что на уровне прошлого года. В сельском клубе деревни Любаровка необходимо проведение капитального ремонта.

В настоящее время на территории района расположено 4 объекта культурного наследия, техническое состояние которых устанавливается на основе акта, выполненного специалистами в области сохранения объектов культурного наследия и оценивается как «удовлетворительное» и «неудовлетворительное», а именно:

- Братская могила расстрелянных колчаковцами в Гражданскую войну в п.Арлюк;

- Место боя красногвардецев с белочехами в п.ст.Арлюк;

-Место захоронения репрессивных Арлюкского лаготделения Сиблага в п.Линейный;

- памятник героям Гражданской войны в п.Юргинский.

Все эти объекты находятся в муниципальной собственности и имеют отличное состояние.

В ближайшей перспективе необходимо продолжать работу по возрождению традиционной народной культуры, формированию здорового образа жизни у населения и расширить спектр услуг культурной, творческой и библиотечной деятельности на территории района.

 

Физическая культура и спорт

Развитие физической культуры и спорта направлено на организацию разнообразных и активных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения. Важнейшим звеном в физическом воспитании населения является спортивно- массовая и физкультурно-оздоровительная работ. Ежегодно в районе проводятся спортивно-массовые мероприятия различных направлений.

Численность занимающегося населения физкультурой и спортом в районе в 2017 году составила 6863 человека. В районе функционируют 73 объекта спортивных сооружений.

Доля населения в Юргинском муниципальном районе, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2017 году составила 33,92%, что выше 2016 года на 0,47 процентных пункта. Увеличение доли произошло только за счет снижения численности населения от 3-х до 79 лет на 143 человека.

В дальнейшем, число лиц, занимающихся спортом, будет расти, предположительно в 2018 году – 6880 человек ( больше 2017 года на 17 человек), в 2019 году – 6910 человек ( больше на 30 человек), в 2020 году – останется на уровне 2019 года.

Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся в 2017 году составила 41,56%. Рост показателя в сравнении с 2016 годом объясняется увеличением числа школьников, систематически занимающихся физической культурой и спортом почти в 2 раза - 2008 учащихся (в 2016г.- 1059 человек).

В 2017 году в детско-юношеской спортивной школе функционировало в соответствии с годовым планом 6 отделений по видам спорта: самбо, греко-римская борьба, лыжные гонки, баскетбол, волейбол, футбол с общим охватом занимающихся 778 человек. Укомплектовано 53 учебно-тренировочные группы. Увеличение контингента обучающихся в 2017 году по сравнению с 2016 составил 8% (57 человек). Это связано с привлечением большего числа населения района для занятий в спортивно-оздоровительных группах.

 

За 2017 год проведено 19 внутришкольных и 20 районных спортивных мероприятий, а в 2016 году было проведено 36. Увеличение проводимых соревнований связано с появившимся интересом у населения района и к другим видам спорта (шахматы, настольный теннис).

Возобновлено проведение Спартакиады работников образовательных организаций Юргинского муниципального района.

В 2017 году воспитанники ДЮСШ приняли участие в 29 выездных соревнованиях различного ранга: 15 муниципальных, 7 областных и 7 региональных.

 

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Обеспеченность жильем остается одной из серьезнейших социальных задач.

Общая площадь жилищного фонда района в 2017 году составила 557,6 тыс. кв. м, на одного жителя в среднем приходится 25,8 кв.м. жилья, что больше уровня 2016 года на 0,8%.

За 2017 год введено в эксплуатацию 5,6 тыс. кв. м. жилья или 106 квартир (за 2016 год – 6,65 тыс.кв.м). Всё это - индивидуальное строительство.

За 2017 год улучшили жилищные условия 15 семей ( в 2016 году – 22 семьи) за счет приобретения квартир на вторичном рынке (дети сироты). С учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение года снято 58 человек. На начало 2018 состоят на учете в администрации района в качестве нуждающихся в жилых помещениях 235 человек.

Формирование и предоставление земельных участков для строительства является одним из индикаторов активности по созданию условий для привлечения инвестиций и, как следствие, создание стимула для дальнейшего развития экономики.

Общая площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс.населения в 2017 году составила 5,32 гектара, что больше предыдущего года на 3,12 гектара. Все земельные участки были предоставлены для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию для объектов жилищного строительства в течение трёх лет в 2017 году – не было. На плановый период такие земельные участки не предусматриваются.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека.

Поддержание надлежащего санитарно-технического состояния жилищ, коммуникаций и объектов коммунального назначения, обеспечение населения жизненно важными услугами - электроснабжением, газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением является первостепенной задачей администрации района.

На территории района расположены 105 многоквартирных жилых домов. Во всех домах собственниками жилых помещений реализован способ управления, что составляет 100%. В целях эффективного управления многоквартирными домами в Юргинском муниципальном районе собственниками помещений были определены следующие способы управления:

- управление товариществом собственников жилья (ТСЖ): в 2017 году функционировало 1 товарищество собственников жилья - «Юргинское» (20 домов) из 3-х созданных ранее;

- по инициативе администрации района посредством проведенного конкурса собственниками жилья МКД в п.ст.Юрга-2 по ул.Новая д.1 и д.9 выбрана управляющая компания ООО «Ремстрой-Индустрия» - 2 дома;

-непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме - 83 дома.

На территории Юргинского района действуют 30 Советов МКД.

В рамках региональной программы капитального ремонта на 2014-2043 годы в Юргинском районе включены 99 многоквартирных домов, расположенных на территории нашего района. По данной программе в 2017 году капитальный ремонт не проводился.

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электро-снабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципального района в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Юргинского муниципального района составила все 100%.

В 2017 году все многоквартирные дома, расположены на земельных участках, в отношении которых осуществлен кадастровый учет.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия, в 2017 году в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях составила 5,84% против 12,5% в 2016 году.

 

Организация муниципального управления

В 2017 году бюджетная и налоговая политика района была направлена на сохранение и развитие доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов и предоставление муниципальных услуг, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета района, совершенствование межбюджетных отношений.

В Юргинском муниципальном районе сохраняется высокая зависимость бюджета от межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Доля дотаций в собственных доходах районного бюджета Юргинского муниципального района в 2017 году составила 87,9%.

За 2017 год объем доходов консолидированного бюджета Юргинского муниципального района составил 888,3 млн. рублей (41367 рублей на одного жителя), что на 8,7 процента выше уровня 2016 года. Формирование доходной базы районного бюджета осуществлялось за счет налоговых, неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов.

Объем расходов составил 884,86 млн. рублей (41208 тыс. рублей на одного жителя), что на 8,1 процент выше уровня 2016 года.

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объёме собственных доходов бюджета муниципального района (без учёта субвенций) за 2017 год составила – 10,5%, что меньше на 4,1 процентных пункта по сравнению с прошлым годом.

Доля налоговых и неналоговых доходов в 2018 году планируется на уровне 15,3%, что больше 2017 года в основном за счет увеличения поступления налога на доходы физических лиц, земельного налога, в 2019-2020 годах за счет увеличения поступления собственных налоговых и неналоговых доходов планируется рост доли, которая составит в 2020 году 17,8 процентов.

На территории района нет предприятий-банкротов муниципальной

формы собственности.

Плановые сроки ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства соблюдаются.

Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) в муниципальных учреждениях Юргинского муниципального района отсутствует.

В 2017 году расходы бюджета муниципального района на содержание органов местного самоуправления в расчете на одного жителя района по сравнению с 2016 годом увеличились на 0,6 процента и составили 1758,1 рублей. В 2018 году увеличение составит 8,2% (1903,1 рублей) в связи с увеличением расходов на оплату труда. На 2019-2020 годы увеличение сохранится на уровне 1 процента.

Имеется утвержденная схема территориального планирования муниципального района.

На официальном сайте администрации Юргинского муниципального района

размещен баннер «оценка эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на муниципальном уровне и оказывающих услуги населению Кемеровской области».

На сайте предложено оценить работу органов местного самоуправления и

организаций, осуществляющих оказание услуг населению, по трем сферам деятельности и критериям:

• качество работы общественного транспорта;

• качество обслуживания автомобильных дорог;

• качество предоставления жилищно-коммунальных услуг.

По итогам голосования за 2017 год общий уровень удовлетворённости составил 66,7 %, что выше 2016 года на 18,1 процентных пункта.

Среднегодовая численность населения в 2017 году составила 21,473 тыс. человек ( в 2016г. – 21,85 тыс.чел.). Наблюдается динамика убыли и оттока населения, в основном за счет естественной убыли населения.

В целях повышения показателей эффективности деятельности органов

местного самоуправления района в течение 2018 года необходимо принять активные меры по увеличению собственных доходов и оптимизации расходов бюджета, продолжить работу по недопущению возникновения кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) предприятий и муниципальных бюджетных учреждений, по повышению показателя удовлетворенностью деятельностью органов местного самоуправления района.

 

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием энергетических ресурсов на территории муниципального образования, является одной из приоритетных задач социально- экономического развития района.

Для муниципального бюджета и населения района задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах за 2017 год составила: электрической энергии 824,5 кВт/ч на 1 проживающего; тепловой энергия 0,41 Гкал на 1 кв. м. общей площади; горячей воды 28,1 куб.м. на 1 проживающего; холодной воды 48 куб.м. на 1 проживающего. Сетевого природного газа в районе нет.

Для снижения неэффективных расходов в многоквартирных домах продолжается установка общедомовых приборов учета холодной воды.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов бюджетными учреждениями в 2017 году составила: электрической энергии 184,1 кВт/ч на 1 чел. проживающего; тепловой энергии 0,231 Гкал на 1 кв.м. общей площади, горячей воды 0,9777 куб.м. на 1 проживающего; холодной воды 1,467 куб.м. на 1 проживающего.

В целом, основные показатели развития Юргинского муниципального района, достигнутые в 2017 году, свидетельствуют о положительной динамике в развитии экономики района. Ситуация в экономике, социальной сфере и организации муниципального управления оставалась стабильной, имела развитие, позволяющее создать в 2018 году и планируемом периоде условия для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения.

 

 

Глава Юргинского муниципального района,

Д.К.Дадашов

 

 

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинский муниципальный район