Доклад главы Юргинского муниципального района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2018 год и их планируемых значениях на 2019 – 2021 годы

 

Общие сведения

 

Сводный доклад главы Юргинского муниципального района представляет собой аналитическую информацию о деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального района за отчетный 2018 год и подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 № 1317 «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»».

Доклад Главы района также ежегодно готовится на основании принятого распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.02.2013г. № 138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области» (с учетом изменений от 14.01.2014 № 8-р, от 21.03.2016 № 98-р, от 13.01.2017 № 13-р).

Источниками информации для оценки эффективности являются статистические данные, аналитические материалы исполнительных органов местного самоуправления Юргинского муниципального района, согласованные показатели эффективности на плановый период с отраслевыми Департаментами Администрации Кемеровской области, результаты социологического опроса населения в Кемеровской области за 2016 - 2018 годы по Юргинскому муниципальному району.

Согласно Устава Юргинского муниципального района, администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области.

В таблице Доклада приведены значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального района за отчетные 2016-2018 годы и планируемые их значения на 2019-2021 годы.

Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.

Предметом анализа являются результаты деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах:

1) экономическое развитие;

2) дошкольное образование;

3) общее и дополнительное образование;

4) культура;

5) физическая культура и спорт;

6) жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;

7) жилищно-коммунальное хозяйство;

8) организация муниципального управления;

9) энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Муниципальное образование Юргинский муниципальный район входит в состав Кемеровской области и расположен в ее северо-западной части, на левом берегу реки Томи. Площадь Юргинского района составляет 2,51 тыс. кв. км (2,6 % территории Кемеровской области), в том числе 1,57 тыс. кв. км. – земли сельскохозяйственного назначения. В административно-территориальный состав Юргинского района входят 9 сельских поселений и 63 населенных пункта.

Численность постоянно проживающего населения на 01 января 2019 года составила 20753 человека (0,78 % населения Кемеровской области).

Городской округ «Юрга» является центром муниципального образования «Юргинский муниципальный район» с населением 81,1 тыс. человек, расположенный в 117 км от областного центра.

Количество предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории района на 01.01.2019г. (по данным статистического регистра хозяйствующих субъектов) - 397 единиц.

Экономика района представлена различными сферами хозяйственной деятельности.

На территории района исторически сложилось и развивается сельскохозяйственное производство. Основные направления: молочно-мясное животноводство, производство зерновых.

Основные виды промышленной деятельности: обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, а также водоснабжение.

Остальные виды экономической деятельности представлены в меньшей степени: производство пищевой продукции, строительство, лесное хозяйство, транспорт.

На потребительском рынке развита торговая сеть. В небольшом количестве имеются предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения.

Социальная инфраструктура представлена учреждениями здравоохранения, общего и дополнительного образования, культуры, спорта, социального обслуживания населения.

Численность трудовых ресурсов населения района – 10,7 тыс. человек, что составляет 48% от общей численности населения района. Из них заняты в экономике – 5,3 тыс.человек.

Экономическое развитие

Сектор малого и среднего бизнеса является неотъемлемой частью экономической составляющей развития района. Предприятия малого бизнеса строят свою деятельность, исходя из потребности местного рынка, предоставляют новые рабочие места населению и являются одним из источников пополнения местного бюджета.

Структура сфер деятельности малого бизнеса Юргинского муниципального района по сравнению с предыдущими годами значительно не изменилась.

Большую долю субъектов предпринимательства приходится на индивидуальных предпринимателей - 80% , остальные 20% составляют малые предприятия.

Приоритетными направлениями ведения бизнеса на территории муниципального образования являются:

-сельскохозяйственное производство, что составляет 38 % от общего числа всех субъектов предпринимательства;

- розничная торговля и услуги - 30%;

- производство и распределение электроэнергии, газа, воды и пара – 19,7%;

- обрабатывающие производства – 5%;

- другие виды деятельности -7,3%.

Развитие первого направления связано со спецификой района - район является сельскохозяйственным. Развитию торговой деятельности способствует быстрота получения прибыли при относительно низких затратах. Остальные 32 % субъекта предпринимательства осуществляют свой бизнес в таких сферах деятельности, как жилищно-коммунальное хозяйство, производство пищевых продуктов, строительство и прочие.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области на начало 2019 года число субъектов предпринимательства (юридических и физических лиц) в районе насчитывалось 334 единицы (в 2018г.- 369 ед.), в том числе малых предприятий - 68 единиц, индивидуальных предпринимателей – 266.

В настоящее время численность работающих в сфере предпринимательства насчитывает 1,6 тыс. чел., что составляет 31, 1 % от численности занятых в экономике района, т.е. практически каждый четвертый работающий занят на предприятиях малого и среднего бизнеса. За истекший 2018 год субъектами предпринимательства было создано 190 новых рабочих места, что на 1,6 % больше, чем было создано в прошлом году.

Работа администрации Юргинского муниципального района в области создания благоприятных условий развития предпринимательства осуществляется в соответствии с муниципальной программой по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Юргинском муниципальном районе.

В результате реализованных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства за отчетный год было зарегистрировано 62 новых субъекта предпринимательства (8 юридических лиц и 54 индивидуальных предпринимателей), что на 14,8 % больше, чем зарегистрировано в 2017 году (55 ед.).

Через Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Администрации Кемеровской области в 2018 году областной грант на развитие животноводства (на приобретение поголовья скота) был выделен двум начинающим фермерам на общую сумму 4,431 млн. рублей из с.Поперечное и разъезда 31 километр.

За счет реализации областной программы, направленной на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области через Центр занятости населения г.Юрги в 2018 году выдана безвозмездная субсидия двум безработным гражданам в размере по 101,3 тыс.руб., которые были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и открыли собственный бизнес ( в с. Проскоково на открытие салона красоты и в д. Елгино на разведение КРС).

2018 год в Кемеровской области был объявлен Годом Инвестиций, Инноваций и Предпринимательства, в связи с этим были в районе проведены следующие мероприятия:

- в мае проведен конкурс рисунков среди обучающихся 1-4-х классов по теме: «Предприниматель глазами детей», в котором приняло участие более 30 детей с разных школ Юргинского района;

- также в мае состоялся Торжественный прием в городе Кемерово, посвященный «Дню Российского предпринимательства», на котором за добросовестный и плодотворный труд, профессионализм, личный вклад в развитие предпринимательства Юргинского района была награждена областной медалью «75 лет Кемеровской области» генеральный директор торговой сети ООО «Марина» Аникеева Е.М.;

- в августе за добросовестный и плодотворный труд и в связи с празднованием «Дня работника торговли» областной медалью «За веру и добро» награждена директор магазина «О’кей-22» (с. Проскоково)Чечко Т.И.;

- на базе Юргинского технологического института Томского политехнического института с 19 по 21 октября Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области проводилось обучение в рамках федеральной программы «Ты – предприниматель», в которой приняли участие 5 школьников от Юргинского муниципального района (учащиеся 9-х и 11-х классов). Все ребята получили полезные знания по бизнес планированию, предпринимательскому мышлению, маркетингу и бухгалтерским навыкам;

- в декабре в рамках проведения фестиваля-конкурса «Сибирская еда» в городе Белово приняла участие сборная команда города Юрги и Юргинского района под названием «Юргинские ватрушки», в состав которой вошли представители администрации и субъекты малого предпринимательства.

Эффективность деятельности муниципального образования в 2018 году в области содействия развитию малого предпринимательства представлены следующими показателями:

- фактическое число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. чел. населения составило в отчетном 2018 году 164 человека (за 2017 год - 170 человек на 10 тыс. чел. населения). Снижение показателя связано с уменьшением общей численности населения в Юргинском районе, закрытием бизнеса отдельными индивидуальными предприятиями;

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2018г. составила 31,1 %, а в 2017 г. – 31%.

В плановом периоде 2019-2021 годов, по оптимистическому варианту:

-число субъектов малого предпринимательства будет увеличиваться за счет ежегодного их прироста, в 2021 году число СМСП достигнет 186 единиц на 10 тыс. чел. населения.

- предполагается незначительный рост доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций: в с 31,3 % в 2019 году до 31,7% в 2021 году.

Приоритеты развития субъектов малого предпринимательства на территории района в предстоящие годы будут определяться в рамках реализации Национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Кемеровской области, а также 4-х региональных проектов - «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Популяризация предпринимательства».

В процессе работы на сегодня обозначены основные контрольные точки, показатели и этапы реализации четырех региональных проектов на предстоящий период. Юргинский район должен активно включиться в работу по реализации проектов на местах, формировании муниципальной программы поддержки в соответствии с новыми задачами и мероприятиями в тесном взаимодействии с предпринимательским сообществом.

Итогами должны стать:

- увеличение числа занятого населения в малом и среднем предпринимательстве;

- обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Юргинского муниципального района;

-совершенствование системы получения организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;

-содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на рынок.

 

Привлечение инвестиций является важнейшим условием стабильного функционирования и развития экономики района.

Объем инвестиций в основной капитал в 2018 году по полному кругу предприятий района по оценке составил 375,1 млн.руб. или 49,4% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах. В том числе инвестиции за счет бюджетных средств составили 3,391 млн. руб., что на 61,6% меньше уровня 2017 года.

Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности предприятий и организаций являются расширение существующего производства, интенсификация и модернизация производства. Основной формой инвестиций в основной капитал выступают средства, направленные на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, главным образом, за счет собственных средств.

Юргинский муниципальный район имеет достаточный инвестиционный потенциал:

- на территории района имеются свободные земли, которые могут быть предложены потенциальным инвесторам;

- органы местного самоуправления оказывают всестороннее содействие в реализации инвестиционных проектов (сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна»).

Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2019 году планируется освоить 636,3 млн.рублей капитальных вложений или 161,5 % к уровню 2018 г., в 2020 году – 672,5 млн.рублей ( 101,2% к 2019г.), в 2021 году – 720,7 млн.рублей ( 102,8% к 2020г.).

В 2019 году рост инвестиций предполагается за счет строительства телятника на 200 голов в ООО «Авангард», телятника на 320 голов в ООО «Юргинский Аграрий», увеличение поголовья коров на 70 голов в ООО «Юргинский». В сфере ЖКХ необходимо произвести по возможности замену котельного оборудования, ветхих тепловых и водопроводных сетей, износ которых составляет более 70%. Кроме этого, по возможности нужно установить приборы учета на котельных и провести промывку скважин.

В социальной сфере будет продолжаться обновление парка школьных автобусов - в 2019 году необходимо заменить 3 автобуса, срок эксплуатации которых более 10лет, запланировано строительство пристройки здания начальной школы МБОУ «Искитимская СОШ» на 250 мест.

В дальнейшем, суммы выделяемых средств из бюджета на инвестиции увеличатся и составят с 6,2 млн. руб. в 2019 году до 9,1 млн. руб. в 2021 году.

Для реализации намеченных планов на муниципальном уровне необходимо:

-создание инвестиционных площадок для привлечения потенциальных инвесторов по разработке запасов полезных ископаемых (песок, песчано-гравийная смесь, глина, щебень);

-привлечение средств федерального и областного бюджетов, средств населения для реализации мероприятий муниципальных программ;

-содействие субъектам производственной деятельности Юргинского муниципального района в разработке предложений, отвечающих приоритетным направлениям инвестиционной политики района;

-предоставление земельных участков для размещения строительства и сдача в аренду муниципального имущества под различные цели.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом в 2018 году увеличилась по сравнению с 2017 годом на 0,5 процентных пункта и составила 86,7%. В 2018 году была продолжена работа в сельских поселениях по оформлению земельных участков в собственность. Земельный налог является одним из значимых налогов, относится к собственным доходам местных бюджетов и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет от 13 до 18%. Поэтому, работа в данном направлении будет продолжена и за счёт дальнейшего приобретения и оформления гражданами, а также юридическими лицами земель в собственность, в 2019-2021 годах данный показатель постепенно будет увеличиваться и к 2021 году достигнет 88% в общей площади территории Юргинского муниципального района.

Приоритетным направлением экономики района является развитие агропромышленного комплекса.

На территории Юргинского района осуществляют деятельность 33 сельхоз-товаропроизводителя разных форм собственности. (9 сельскохозяйственных предприятий, 23 крестьянских фермерских хозяйств), 1452 личных подсобных хозяйств.

В землепользовании в хозяйствах всех форм собственности числится 128 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного значения, в том числе 87 тысяч га пашни.

Анализируя финансовые показатели хозяйственной деятельности в районе, следует отметить, что по итогам работы за год в целом от сельскохозяйственного производства получен убыток до налогообложения в сумме 527 тысяч рублей. (В 2017 году была получен убыток в сумме 4 млн. рублей).

Увеличился удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций до 90%. Из 10 крупных хозяйств района - 9 хозяйств являются прибыльными.

В 2019-2021 годах на территории района планируется, что безубыточную производственную деятельность, в случае сохранения объема производства и количества сельхозпредприятий, будут осуществлять девять предприятий из десяти.

Основными задачами на 2019-2021 годы являются:

- работа с неиспользуемыми землями сельскохозяйственного назначения, которых на сегодняшний день насчитывается около 20-ти тысяч гектаров, из которых 10 тыс. гектаров непригодны для использования в результате зарастания древесно-кустарниковой растительностью, 9,8 тыс. гектаров подлежат перераспределению и предоставлению в пользование;

- особое внимание нужно обратить на повышение плодородия сельскохозяйственных угодий - внесение органических минеральных удобрений, использование средств химической защиты растений, семян высоких репродукций;

- привлечение инвесторов для использования невостребованных земель, а также проведение работы по выявлению нарушителей земельного законодательства с целью привлечения их к административной ответственности за нецелевое использование;

- продолжить формирование «Единой федеральной системы земель сельхозназначения», которая позволит систематизировать учет земель с указанием вида разрешенного использования, а в дальнейшем облегчит вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков;

- продолжить работу по обеспечению хозяйств района сушильным оборудованием и зерноуборочной техникой.

Немаловажным для населения района является обеспеченность автомобильными дорогами, их состояние.

Сложившаяся сеть дорог определяет особые задачи и предъявляет серьезные требования к обеспечению безопасности дорожного движения, техническому состоянию и благоустройству дорог.

Следует отметить, что выделяемых финансовых средств не достаточно, чтобы производить капитальный ремонт дорог местного значения с твердым покрытием. Выделенные финансовые средства расходуются, в основном, на текущие ремонтные работы и содержание дорог на территории района.

На территории Юргинского муниципального района на начало 2019 года протяженность автомобильных дорог составила 512,6 км. и за год не изменилась. Из них с твердым покрытием – 355,4 км. (69,3%), в том числе с усовершенствованным покрытием 211,8 км..

Необходимость в ремонте и реконструкции дорог существует в следующих населенных пунктах: подъезд к д.Белянино (13 км.), подъезд к д.Макурино (13,5 км.).

На конец отчётного года ещё остаются участки дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям - 11%. Для приведения внутрипоселковых автодорог в удовлетворительное техническое состояние в 2018 году был сделан ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия на площади 2200 кв. метров, выполнено ограждение пешеходных переходов около 180 погонных метров, заменено и установлено 22 новых дорожных знака. Регулярно делалась дорожная разметка.

На территории Кемеровской области в целях реализации Федерального Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в ближайшие годы будет реализован региональный проект «Дорожная сеть, общесистемные меры развития дорожного хозяйства». В администрации района принято распоряжение «Об исполнении Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года в Юргинском муниципальном районе», где внимание уделено и автомобильным дорогам.

А в частности, для создания безопасных и качественных автомобильных дорог обеспечить к 2024 году достижение следующих целевых показателей:

- увеличение доли автомобильных дорог муниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 55 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31.12.2017);

- снижение доли автомобильных дорог муниципального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 15 процентов по сравнению с 2017 годом;

- снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в 2,5 раза по сравнению с 2017 годом.

В районе есть населенные пункты, не имеющие регулярного автобусного или железнодорожного сообщения, где проживает 0,2% жителей от общей численности населения района (д.Ясная Поляна, д.Чутовка, д.Юрманово, д.Мариновка, Разъезд № 23). Открывать новые автобусные маршруты в удаленные населенные пункты с минимальной численностью жителей на сегодняшний день не целесообразно.

 

В Юргинском муниципальном районе сохраняются положительные темпы роста заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по району за 2018 год составила27507 рублей и увеличилась относительно 2017 года на 6930 рублей или на 20,9%. Уровень заработной платы на крупных и средних предприятиях составил 30294 рублей, что на 20,6% больше 2017 года (25119 рублей).

В производственных отраслях уровень заработной платы сложился:

- в сельском хозяйстве – 23240 рублей (рост 7 % относительно 2017 года);

-на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства – 16761 рублей (рост 14,7 % относительно 2017 года).

Во исполнение «Майских» Указов Президента Российской Федерации, а именно № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» проведённая индексация заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в 2018 году позволили выполнить Указ Президента РФ по увеличению заработной платы.

В социальной сфере средняя заработная плата по итогам 2018 года сложилась:

- в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 29556 руб. (рост 18,1% к 2017г.);

- в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – 23396,9 руб. (рост 18,4% к 2017г.);

-у учителей муниципальных общеобразовательных учреждений – 30447.6 руб.(рост – 16,9% к 2017г.);

- у работников муниципальных учреждений культуры и искусства - 35634 руб. (рост – почти в 2 раза к 2017г.).

Меры, проводимые на муниципальном уровне по увеличению заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы в 2018 году:

1.Оптимизация штатной численности образовательных учреждений, оптимизация сети дошкольных учреждений.

2.Согласно положению по оплате труда работников бюджетного сектора, 30% фонда направляется на выплаты стимулирующего характера, данные выплаты зависят от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Критерии и стандарты качества в каждой отрасли свои.

3.Дополнительно на выплаты стимулирующего характера направляются средства от оказания платных услуг (учреждения культуры, в сфере социального обслуживания населения).

В плановом периоде 2019-2021 годах увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных учреждений в сфере образования предусматривается на уровне 1%, работникам учреждений культуры в 2019 году индексация запланирована только в 2020 году – на 6,8%, в 2021 году – на 9%. У работников муниципальных дошкольных учреждений увеличение ожидается в 2019 году на 12,4%, в последующие годы – не планируется.

В целом по району, среднемесячная заработная плата будет расти и к концу 2021 года достигнет 39045 рублей (рост к 2018г. – 28,9%).

В целях дальнейшего повышения размера заработной платы и в целом доходов населения администрацией Юргинского муниципального района в 2019-2021 годах будут продолжены проведение мероприятий:

- ежемесячные заседания штабов по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики;

- заседания межведомственных комиссий по вопросам снижения неформальной занятости и легализации неофициальной заработной платы работников;

- реорганизация сети муниципальных бюджетных организаций, оптимизация штатных расписаний;

- сокращение неэффективных расходов.

 

Дошкольное образование

 

На 01 января 2019 года в районе функционировало 21 образовательная организация, из них - 13 школ, 5 - детских садов, 1 - детский дом, 2 - учреждения дополнительного образования, 12 школ реализуют программы дошкольного образования (с 10-12 часовым пребыванием воспитанников).

В 2018 году дошкольные образовательные организации и дошкольные отделения посещали 655 детей (в 2017 году - 721 чел.). Охват дошкольным образованием составляет 39,8%. Одной из причин сокращения численности детей является низкая рождаемость и отток населения.

В последующие три года число таких детей будет ненамного увеличиваться и в 2021 году составит по предварительной оценке 675 человек или 40,2% от общей численности детей.

Детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учёте для определения в муниципальные дошкольные учреждения района в 2018 году - нет. В дальнейшем, ситуация не изменится.

Муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в районе отсутствуют.

 

 

Общее и дополнительное образование

 

Система образования района направлена на обеспечение доступности качественного образования для каждого ребенка независимого от места его проживания, состояния здоровья и социального положения семьи.

Все образовательные учреждения района имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности и аккредитацию. 13 образовательных учреждений имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Одним из показателей эффективности предоставляемых образовательных услуг является качество знаний выпускников школ.

В 2017-2018 учебном году 49 выпускников 11-х классов на государственной аттестации переступили минимальный порог по основным предметам и все получили аттестаты (в 2017г. -1 выпускник Юргинской школы не получил аттестат о среднем (полном) образовании).

По итогам учебного года 5 выпускников закончили школы с медалями. Три выпускника Арлюкской и Юргинской школ получили золотые медали, а двое – серебряные медали.

Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям в районе – 11 из 13, доля учреждений, соответствующих современным требованиям в 2018 году составила 84,6 % (в 2017г. – также 84,6%). В 2019-2021 годах количество муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям останется на уровне 2018 года.

Муниципальные общеобразовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта в районе отсутствуют.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях за отчётный 2018 год составила 85,5%, что больше 2017 года на 2,6 процентных пункта.

В последние годы наблюдается тенденция роста показателя. Следует отметить, что существует ряд объективных причин, не позволяющих иметь высокую положительную динамику состояния здоровья учащихся, а именно:

- наличие заболевания у детей на момент поступления в школу;

- неблагоприятные воздействия окружающей среды;

-низкокалорийное питание в семьях с низким уровнем дохода (ниже прожиточного минимума);

- неблагоприятный психологический и моральный климат в малообеспеченных, неполных семьях.

Для сохранения и укрепления здоровья школьников в последующие годы необходимо:

- организация учебного процесса в соответствии с нормами техники безопасности;

- организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни;

- интенсификация психологической службы школ;

-разработка оздоровительных мероприятий по профилактике и коррекции нарушения осанки, нарушения зрения;

-профилактика алкоголизма, наркомании;

- организация учебно-воспитательного процесса с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований;

- разработка здоровье - сберегающих программ, проведение Дней здоровья.

В 2019-2021 годах показатель останется на уровне значения 85,5%.

Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в 2018 году составила 166 человек или 8,5% от всех учащихся района, что на 2 ребенка меньше 2017 года.

В последующие годы таких детей, по прогнозу, останется на уровне 2018 года.

Расходы бюджета Юргинского муниципального района на общее образование в расчёте на одного обучающегося в 2018 году составили 25,2 тыс.рублей против 27,82 тыс.рублей в 2017 году. При расчете показателя учитываются только расходы местного бюджета без учета общеобразовательной субвенции, поступающей с областного бюджета.

В 2019-2021 годах, по оценке, расходы на одного учащегося будут незначительно увеличиваться и к 2021 году составят 26 тыс.рублей.

Дополнительное образование детей в настоящий момент является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования.

Детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в Юргинском муниципальном районе насчитывается 2318 человек (в 2017г. - 2260 человек). Доля в общей численности детей данной возрастной группы за отчётный период составила 64%, что больше на 1,3 процентных пункта или на 58 детей.

Для организации досуговой занятости детей и подростков в районе функционируют спортивная школа, детско-юношеский центр, музыкальная школа и школы искусств.

В Детско-юношеском центре обучаются 1264 учащихся, что составляет 34,9% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих в Юргинском муниципальном районе. Учащиеся ДЮЦ активно принимают участие в мероприятиях разного уровня. Благодаря современным технологиям, детям доступно участие в региональных творческих конкурсах, что является эффективным средством социальной адаптации.

Общее количество учащихся в школах дополнительного образования составляет 272 (2017-2018год -232 детей), с которыми работают 19 педагогов.

В целях выявления юных талантов, обучающиеся школ постоянно участвуют во всех областных и районных конкурсах и мероприятиях, где неоднократно становились призёрами: 2018 год -29 призеров (2017год -18 призеров).

В дальнейшем, доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных бюджетных организациях будет увеличиваться и к 2021 году составит 65,3%.

 

Культура

Культура в районе является важнейшей составляющей качества жизни населения и призвана удовлетворять их запросы для творческого развития и организации культурного досуга. Потребность в самореализации, развитие творческих способностей, проведение досуга граждан обеспечивается за счет учреждений культуры.

Управление культуры, молодёжной политики и спорта объединяет 52 учреждения культуры, в которых трудятся 246 человек.

Уровень квалификации и образования повысили в 2018 году 50 специалистов.

В клубной системе организовано 280 клубных формирований с общим количеством участников 3951 человек.

В 2018 году работниками культуры проведено около 7600 мероприятий, посвящённых государственным, народным праздникам, памятным датам.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры клубного типа в 2018 году, как и в предыдущем, составил 103%,библиотеками – 90,9%.

В дальнейшем, данные показатели в 2019 -2021 годах будут иметь такие же значения – 103% и 91% соответственно.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры – 3,4%, что на уровне прошлого года. В сельском клубе деревни Любаровка необходимо проведение капитального ремонта.

В настоящее время на территории района расположено 4 объекта культурного наследия, техническое состояние которых устанавливается на основе акта, выполненного специалистами в области сохранения объектов культурного наследия:

- Братская могила расстрелянных колчаковцами в Гражданскую войну в п.Арлюк;

- Место боя красногвардецев с белочехами в п.ст.Арлюк;

-Место захоронения репрессивных Арлюкского лаготделения Сиблага в п.Линейный;

- памятник героям Гражданской войны в п.Юргинский.

Все эти объекты находятся в муниципальной собственности и имеют отличное состояние.

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года поставил новые задачи по развитию культуры, сохранению традиционной системы ценностей, обеспечению развития человеческого капитала. В связи с этим, на территории муниципального образования будет уделяться особое внимание проведению мероприятий и вопросам, связанным с реализацией Указа.

В ближайшей перспективе необходимо продолжать работу по возрождению традиционной народной культуры, формированию здорового образа жизни у населения и расширить спектр услуг культурной, творческой и библиотечной деятельности на территории района.

 

Физическая культура и спорт

Развитие физической культуры и спорта направлено на организацию разнообразных и активных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения. Важнейшим звеном в физическом воспитании населения является спортивно - массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Ежегодно в районе проводятся спортивно-массовые мероприятия различных направлений.

Численность занимающегося населения физкультурой и спортом в районе в 2018 году составила 3122 человека. В районе функционируют 58 объектов спортивных сооружений.

Доля населения в Юргинском муниципальном районе, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2018 году составила 15,66%, что ниже 2017 года в 2 раза. Такое снижение объясняется измененной методикой подсчета населения, занимающегося физической культурой.

В дальнейшем, число лиц, занимающихся спортом, будет расти, предположительно в 2019 году – 3178 человек (больше 2018 года на 56 человек), в 2020 году – 3235 человек ( больше на 57 человек), в 2021 году – 3293 человека (больше на 58 человек).

Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся в 2018 году составила 66,5%. Рост показателя в сравнении с 2017 годом объясняется увеличением обучающихся занимающихся физической культурой и спортом, а также снижением численности населения муниципального образования в возрасте до 17 лет на 172 человека.

 

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

 

Обеспеченность жильем остается одной из важнейших социальных задач.

Общая площадь жилищного фонда района в 2018 году составила 561,9 тыс.кв.м., (в 2017 году - 557,6 тыс. кв. м.), на одного жителя в среднем приходится 26,74 кв.м., что больше уровня 2017 года на 0,58 кв.м..

За 2018 год введено в эксплуатацию 4,5 тыс. кв. м. жилья, что на 2,15 тыс. кв.м. меньше уровня 2017 года. Всё это - индивидуальное строительство.

За 2018 год улучшили жилищные условия 9 семей (в 2017 году – 15 семей) за счет приобретения квартир на вторичном рынке (дети сироты). С учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение года снято 19 человек.

На начало 2019 состоят на учете в администрации района в качестве нуждающихся в жилых помещениях 242 человека.

Формирование и предоставление земельных участков для строительства является одним из индикаторов активности по созданию условий для привлечения инвестиций и, как следствие, создание стимула для дальнейшего развития экономики.

Общая площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. населения в 2018 году составила 2,19 гектаров, что меньше предыдущего года на 9,5 гектаров. Все земельные участки были предоставлены для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения.

В 2019-2021 годах площадь земельных участков будет оставаться на уровне 1,91 гектаров, все они предполагаются для индивидуального строительства.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию для объектов жилищного строительства в течение трёх лет в 2018 году – не было. На плановый период такие земельные участки не предусматриваются.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

 

Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека.

Поддержание надлежащего санитарно-технического состояния жилищ, коммуникаций и объектов коммунального назначения, обеспечение населения жизненно важными услугами - электроснабжением, газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением является первостепенной задачей администрации района.

На территории района расположены 112 многоквартирных жилых домов. Во всех домах собственниками жилых помещений реализован способ управления, что составляет 100%. В целях эффективного управления многоквартирными домами в Юргинском муниципальном районе собственниками помещений были определены следующие способы управления:

- управление товариществом собственников жилья (ТСЖ): в 2018 году функционировало 1 товарищество собственников жилья - «Юргинское» (20 домов);

- по инициативе администрации района посредством проведенного конкурса собственниками жилья МКД в п.ст.Юрга-2 по ул.Новая д.1 и д.9 выбрана управляющая компания ООО «Ремстрой-Индустрия» - 2 дома;

-непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме - 87 домов.

На территории Юргинского района действуют 30 Советов МКД.

В рамках региональной программы капитального ремонта на 2014-2043 годы в Юргинском районе включены 98 многоквартирных домов, расположенных на территории нашего района. По данной программе в 2018 году капитальный ремонт не проводился. Один дом запланирован на 2019 год.

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электро-снабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципального района в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Юргинского муниципального района составила все 100%.

На государственный кадастровый учет в Юргинском муниципальном районе поставлено 100 процентов земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия, в 2018 году в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях составила 3,83% против 9,4% в 2017 году.

Далее планируется увеличение числа граждан района, которым будут улучшены жилищные условия, их доля достигнет 14,3% в 2021 году.

 

Организация муниципального управления

В 2018 году бюджетная и налоговая политика района была направлена на сохранение и развитие доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов и предоставление муниципальных услуг, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета района, совершенствование межбюджетных отношений.

В Юргинском муниципальном районе сохраняется высокая зависимость бюджета от межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Доля дотаций в собственных доходах районного бюджета Юргинского муниципального района в 2018 году составила 87,3%.

За 2018 год объем доходов консолидированного бюджета Юргинского муниципального района составил 991,0 млн. рублей (47161 рублей на одного жителя. Формирование доходной базы районного бюджета осуществлялось за счет налоговых, неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов.

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объёме собственных доходов бюджета муниципального района (без учёта субвенций) за 2018 год составила – 11,1%, что больше на 0,6 процентных пункта по сравнению с прошлым годом.

Доля налоговых и неналоговых доходов в 2019 году планируется на уровне 14,1%, что больше 2018 года в основном за счет увеличения поступления налога на доходы физических лиц, земельного налога, в 2020-2021 годах за счет увеличения поступления собственных налоговых и неналоговых доходов планируется рост доли, которая составит в 2021 году 20,7 процентов.

На территории района нет предприятий-банкротов муниципальной формы собственности.

Плановые сроки ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства соблюдаются.

Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) в муниципальных учреждениях Юргинского муниципального района отсутствует.

В 2018 году расходы бюджета муниципального района на содержание органов местного самоуправления в расчете на одного жителя района по сравнению с 2017 годом увеличились на 28,7 процентов и составили 2261,9 рублей. Рост произошел за счет увеличения оплаты труда органам местного самоуправления дважды в год, а также снижения среднегодовой численности населения района на 460 человек.

В 2019 году предполагается дальнейшее увеличение расходов на содержание органов местного самоуправления в расчете на одного жителя района - на 28,6% (2978 рублей) в связи с индексацией расходов на оплату труда работникам ОМС и муниципальным служащим с 01 января 2019 года.

На 2020-2021 годы увеличение сохранится на уровне 2-х процентов, но только за счет ежегодного снижения численности жителей района.

Схема территориального планирования муниципального района – документ территориального планирования, позволяющий с соблюдением градостроительные требований к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, требований экологическому и санитарному благополучию, согласовать взаимные интересы органов местного самоуправления муниципального района и органов местного самоуправления поселений посредством определения функционального зонирования межселенных территорий, установления требований и ограничений по использованию межселенных территорий, установления (изменения) границ населенных пунктов на межселенных территориях, планирования размещения объектов местного значения муниципального района.

В районе имеется утвержденная в 2010 году схема территориального планирования муниципального района.

В соответствии с постановлением Губернатора Кемеровской области от 04.07.2011 № 43-пг «Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения Кемеровской области для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области в отдельных сферах деятельности» Департаментом экономического развития Администрации Кемеровской области на основании заключенных контрактов с учреждениями о проведении социологических опросов населения, ежегодно проводится соцопросы, результаты которых направляются в муниципальные образования.

Согласно проведенному опросу, в 2018 году итоговый показатель «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)» в Юргинском муниципальном районе составил 43,8%. Из 6-ти сфер деятельности наибольший оценка отмечена – «удовлетворенность благоустройством» – 53%, наименьшая – «информационная открытость» - 35%.

Результаты социологического опроса населения

Юргинского района за 2016 - 2018 гг.

№ п.п.

Показатели

Процентов от числа опрошенных

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1

Итоговый показатель «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)»

48,1

66,7

43,8

1.1

Удовлетворенность населения медицинской помощью

47,0

54,0

46,0

1.2

Удовлетворенность населения качеством образовательных услуг

68,0

38,0

Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования

39,0

Удовлетворенность населения качеством

общего образования

33,0

Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей

26,0

1.3

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами

60,2

73,9

42,0

1.4

Удовлетворенность населения благоустройством территории

57,0

60,0

53,0

1.5

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)

59,0

в том числе их информационной открытостью

51,0

74,0

35,0

1.6

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания)

61,0

70,0

49,0

 

Анализ обращений населения района в органы местного самоуправления показал, что наиболее распространенными проблемами являются вопросы жилищно-коммунального хозяйства, а также получение разъяснений о своих правах на льготы, а также вопросы оказания материальной помощи.

Для снятия социальной напряженности в сельских поселениях района в 2018 году проводились выездные приемы граждан главой района, председателем Совета народных депутатов, заместителями главы, начальниками управлений, которые позволяют получать и оперативно решать вопросы, волнующие население, особенно граждан пожилого возраста. Данная практика открытого общения с жителями района будет продолжена и в последующем.

Среднегодовая численность населения в 2018 году составила 21,013 тыс. человек (в 2016г. – 21,473 тыс. чел.). Наблюдается динамика естественной убыли и оттока населения,

Для стабильного развития района и достойного проживания людей, необходимо проведение мероприятий по улучшению демографической ситуации.

В целях повышения показателей эффективности деятельности органов

местного самоуправления района в течение 2019-2021 годов необходимо принять меры по увеличению собственных доходов и оптимизации расходов бюджета, созданию условий для привлечения инвестиций, формированию альтернативных источников пополнения доходной части бюджета, продолжить работу по недопущению возникновения кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) предприятий и муниципальных бюджетных учреждений, по повышению показателя удовлетворенностью деятельностью органов местного самоуправления района.

 

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

 

Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием энергетических ресурсов на территории муниципального образования, является одной из приоритетных задач социально- экономического развития района.

Для муниципального бюджета и населения района задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

В Юргинском районе реализуется муниципальная программа «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального района. Основными целями программы является:

- минимизация расходов бюджета по оплате энергоресурсов с помощью проведения энергосберегающих мероприятий на предприятиях коммунального комплекса;

- внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и систем учета на предприятиях коммунальной инфраструктуры;

- установка приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии), стимулирование энергосбережения в ЖК сфере и бюджетной сфере.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах за 2018 год составила: электрической энергии 824,49 кВт/ч на 1 проживающего; тепловой энергия 0,39 Гкал на 1 кв. м. общей площади; горячей воды 27,99 куб.м. на 1 проживающего; холодной воды 47,89 куб.м. на 1 проживающего. Сетевого природного газа в районе нет.

Для дальнейшего сокращения энергетических ресурсов и снижения расходов бюджета на их потребление необходимо:

произвести по возможности замену котельного оборудования, ветхих тепловых и водопроводных сетей, износ которых составляет более 70%, установить приборы учета на котельных и провести промывку скважин.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов бюджетными учреждениями в 2018 году составила: электрической энергии 184,088 кВт/ч на 1 чел. проживающего; тепловой энергии 0,228 Гкал на 1 кв.м. общей площади, горячей воды 0,898 куб.м. на 1 проживающего; холодной воды 1,394 куб.м. на 1 проживающего.

В муниципальных организациях бюджетной сферы необходимо продолжить:

- установку приборов учета электроэнергии, холодной, горячей воды и приборов учета тепловой энергии;

- ремонт систем отопления горячего и холодного водоснабжения зданий учреждений;

- повышение тепловой защиты зданий (приобретение материалов, ремонт и утепление кровли чердачных помещений, фасадов, дверей, установка оконных блоков).

В целом, основные показатели развития Юргинского муниципального района, достигнутые в 2018 году, свидетельствуют о положительной динамике в развитии экономики района. Ситуация в экономике, социальной сфере и организации муниципального управления оставалась стабильной, имела развитие, позволяющее создать в 2019 году и планируемом периоде условия для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения.

 

 

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинский муниципальный район