Доклад главы Юргинского муниципального района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2018 год и их планируемых значениях на 2019 – 2021 годы

 

Общие сведения

 

Сводный доклад главы Юргинского муниципального округа представляет собой аналитическую информацию о деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа за отчетный 2019 год и их планируемых значениях на 2020 – 2022 годы.

Доклад подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 № 1317 «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (с изменениями от 16 августа 2018 года)».

Доклад Главы муниципального округа также ежегодно готовится на основании принятого распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.02.2013г. № 138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области» (с учетом изменений от 14.01.2014 № 8-р, от 21.03.2016 № 98-р, от 13.01.2017 № 13-р).

Источниками информации для оценки эффективности являются статистические данные, аналитические материалы исполнительных органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа, согласованные показатели эффективности на плановый период с отраслевыми Департаментами Правительства Кемеровской области - Кузбасса, профильными Министерствами Кузбасса, результаты социологического опроса населения в Кемеровской области за 2017 - 2019 годы по Юргинскому муниципальному округу.

Согласно Устава Юргинского муниципального округа, администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области.

В таблице Доклада приведены значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа за отчетные 2017-2019 годы и планируемые их значения на 2020-2022 годы.

Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.

Предметом анализа являются результаты деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах:

1) Экономическое развитие;

2) Дошкольное образование;

3) Общее и дополнительное образование;

4) Культура;

5) Физическая культура и спорт;

6) Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;

7) Жилищно-коммунальное хозяйство;

8) Организация муниципального управления;

9) Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Муниципальное образование Юргинский муниципальный округ входит в состав Кемеровской области- Кузбасса и расположен в ее северо-западной части, на левом берегу реки Томи. Площадь Юргинского муниципального округа составляет 2,51 тыс. кв. км (2,6 % территории Кемеровской области), в том числе 1,57 тыс. кв. км. – земли сельскохозяйственного назначения.

С 1 января 2006 года в административно-территориальном составе района 9 сельских поселений, 63 населенных пункта. На основании Закона Кемеровской области – Кузбасса от 05.08.2019 № 68-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований» Юргинский муниципальный район преобразован в Юргинский муниципальный округ.

С января 2020 года произошла ликвидация сельских администраций, упразднены и сельские поселения.

Численность постоянно проживающего населения на 01 января 2020 года составила 20468 человек (0,77 % населения Кемеровской области).

Городской округ «Юрга» является центром муниципального образования «Юргинский муниципальный округ» с населением 80,8 тыс. человек, расположенный в 117 км от областного центра.

Количество предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории муниципального округа на 01.01.2020г. (по данным статистического регистра хозяйствующих субъектов) - 398 единиц.

Экономика муниципального округа представлена различными сферами хозяйственной деятельности.

На территории муниципального образования исторически сложилось и развивается сельскохозяйственное производство. Основные направления: молочно-мясное животноводство, производство зерновых.

Основные виды промышленной деятельности: обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, а также водоснабжение.

Остальные виды экономической деятельности представлены в меньшей степени: производство пищевой продукции, строительство, лесное хозяйство, транспорт.

На потребительском рынке развита торговая сеть. В небольшом количестве имеются предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения.

Социальная инфраструктура представлена учреждениями здравоохранения, общего и дополнительного образования, культуры, спорта, социального обслуживания населения.

Численность трудовых ресурсов населения муниципального округа – 10,13 тыс. человек, что составляет 49% от общей численности населения района. Из них заняты в экономике – 4,63 тыс.человек.

 

Экономическое развитие

Сектор малого и среднего бизнеса является неотъемлемой частью экономической составляющей развития муниципального округа. Предприятия малого бизнеса строят свою деятельность, исходя из потребности местного рынка, предоставляют новые рабочие места населению и являются одним из источников пополнения местного бюджета.

Структура сфер деятельности малого бизнеса Юргинского муниципального округа по сравнению с предыдущими годами значительно не изменилась.

Приоритетными направлениями ведения бизнеса на территории муниципального образования являются:

-сельскохозяйственное производство - 37 % от общего числа всех субъектов предпринимательства;

- розничная торговля и услуги - 31%;

- производство и распределение электроэнергии, газа, воды и пара – 20%;

- обрабатывающие производства – 4%;

- другие виды деятельности -8%.

Развитие первого направления связано со спецификой района - район является сельскохозяйственным. Развитию торговой деятельности способствует быстрота получения прибыли при относительно низких затратах. Остальные субъекты предпринимательства осуществляют свой бизнес в таких сферах деятельности, как жилищно-коммунальное хозяйство, производство пищевых продуктов, строительство и прочие.

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ в Кемеровской области, ежегодно, начиная с 2017 года, наблюдается отрицательная динамика показателей. Согласно реестра СМСП, за 2919 год в Юргинском муниципальном округе насчитывалось 258 субъектов, что на 18 единиц меньше 2018 года. Соответственно произошло снижение показателей на 10 тысяч человек населения.

В настоящее время численность работающих в сфере предпринимательства насчитывает 1 412 человек, что составляет 30,4 % от численности занятых в экономике округа.

За 2019 год на территории Юргинского муниципального округа было зарегистрировано 68 новых субъекта предпринимательства (4 юридических лиц и 64 индивидуальных предпринимателей), что на 17,2 % больше, чем зарегистрировано в 2018 году (58 единиц). Большая доля субъектов предпринимательства приходится на индивидуальных предпринимателей - это 79 %, остальные 21 % (юридические лица) составляют малые и средние предприятия.

Субъектами предпринимательства было создано 192 новых рабочих мест, что на 1,05 % больше, чем в прошлом году.

Работа администрации Юргинского муниципального округа в области создания благоприятных условий развития предпринимательства осуществляется в соответствии с муниципальной программой по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Юргинском муниципальном округе.

Эффективность деятельности муниципального образования в 2019 году в области развития малого предпринимательства представлены следующими показателями:

- фактическое число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. чел. населения составило в отчетном 2019 году 125,1 человека (за 2018 год – 131,3 человек на 10 тыс. чел. населения);

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2019г. составила 22,3 %, а в 2018 г. – 23,3%.

Приоритеты развития субъектов малого предпринимательства на территории района в предстоящие годы будут определяться в рамках реализации Национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Кемеровской области, а также 4-х региональных проектов - «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Популяризация предпринимательства».

В плановом периоде 2020-2022 годов, основные направления, планируемые к реализации для достижения показателей в сфере малого и среднего предпринимательства:

- организация и проведение мероприятий по популяризации предпринимательской деятельности (участие в выставках-ярмарках, конкурсах (местного и областного характера), конференциях, совещаниях, рабочих встречах, круглых столах (с главой муниципального округа) по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;

- привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в образовательных проектах (как для начинающих предпринимателей и физических лиц, которые имеют свои бизнес-идеи, но не знают, как начать их реализовывать, так и на выявление жизнеспособной бизнес-идеи для действующих предпринимателей);

- информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства работу по оповещению и размещению информации о мерах поддержки (имущественной, консультационной, финансовой и образовательной) для субъектов малого и среднего предпринимательства в районной газете «Юргинские ведомости», на официальном сайте администрации Юргинского муниципального округа (отдельная вкладка «Предпринимательство», а также в мессенджере ватсап группы «Предприниматели ЮМО»);

- проблемы кадров (продавцов, кассиров, грузчиков, водителей и т.д.) в торговых объектах (магазинов) решать при взаимодействии с ГКУ Центром занятости населения г. Юрги (своевременно предоставлять имеющиеся вакансии рабочих мест для базы данных);

- активизацию работу с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство по их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;

-оказание содействия субъектам предпринимательства в реализации произведенной собственной продукции путем проведения сельскохозяйственных продовольственных ярмарок (совместно с Администрацией Юргинского городского округа).

Привлечение инвестиций является важнейшим условием стабильного функционирования и развития экономики муниципального округа.

Объем инвестиций в основной капитал в 2019 году по полному кругу предприятий района по оценке составил 406,997 млн.руб. или 108,1% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах. В том числе инвестиции за счет бюджетных средств составили 12,998 млн. руб., что в 3,8 раза больше уровня 2018 года.

Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности предприятий и организаций являются расширение существующего производства, интенсификация и модернизация производства. Основной формой инвестиций в основной капитал выступают средства, направленные на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, главным образом, за счет собственных средств.

Юргинский муниципальный округ имеет достаточный инвестиционный потенциал:

- на территории района имеются свободные земли, которые могут быть предложены потенциальным инвесторам;

- органы местного самоуправления оказывают всестороннее содействие в реализации инвестиционных проектов (сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна»).

Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2020 году планируется освоить 470,3 млн.рублей капитальных вложений или 110,6 % к уровню 2019г., в 2021 году – 600,6 млн.рублей ( 122,7% к 2020г.), в 2022 году – 554,3 млн.рублей ( 89% к 2021г.).

В 2020 году рост инвестиций предполагается за счет:

- строительства 27-ми квартирного дома в п.ст.Юрга-2 по программе переселения из аварийного жилищного фонда на сумму 46,7 млн. рублей;

-обеспечения жильем молодых семей, социально-незащищенных категорий граждан;

-сельхозпредприятиями запланировано приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (2 трактора, 1 зерноуборочный комбайн, 1 кормоуборочный комбайн, сушильное оборудование), строительство животноводческих комплексов;

- в сфере ЖКХ необходимо произвести замену котельного оборудования, ветхих тепловых и водопроводных сетей, износ которых составляет более 70%. Кроме этого, по возможности нужно установить приборы учета на котельных и провести промывку скважин.

В социальной сфере:

- проведение капитального ремонта МБОУДО «ДШИ №34» в д.Новороманово -2021 год;

- проведение капитального ремонта пристройки Арлюкского СДК -2021 год;

- в 2020 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» на базе МБОУ «Искитимская СОШ», МБОУ «Проскоковская СОШ» будут созданы новые места дополнительного образования ( по естественнонаучной направленности), на оснащение оборудованием будет выделена субсидия из областного бюджета в размере 766,6 тыс.рублей;

- дооснащение фельдшерских акушерских пунктов в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»;

- обновление автопарка ГБУЗ КО «Юргинская районная больница» для повышения качества оказания и доступности медицинской помощи населению.

В дальнейшем, суммы выделяемых средств из бюджета на инвестиции увеличатся и составят с 13 млн. руб. в 2019 году до 119 млн. руб. в 2021 году ( за счет строительства объекта газоснабжения в с.Проскоково (1-я очередь) – 97,6 млн.рублей.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом в 2019 году увеличилась по сравнению с 2018 годом на 0,5 процентных пункта и составила 86,7%. В 2019 году была продолжена работа в сельских поселениях по оформлению земельных участков в собственность. Земельный налог является одним из значимых налогов, относится к собственным доходам местных бюджетов и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет от 13 до 18%. Поэтому, работа в данном направлении будет продолжена и за счёт дальнейшего приобретения и оформления гражданами, а также юридическими лицами земель в собственность. В 2020-2022 годах данный показатель постепенно будет увеличиваться и к 2022 году достигнет 88% в общей площади территории Юргинского муниципального округа.

Приоритетным направлением экономики района является развитие агропромышленного комплекса.

На территории Юргинского муниципального округа осуществляют деятельность 42 сельхозтоваропроизводителей разных форм собственности (7 сельскохозяйственных предприятий, 33 крестьянско-фермерских хозяйств и 1452 личных подсобных хозяйств, 2 сельских производственных кооператива).

В землепользовании в хозяйствах всех форм собственности числится 128 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного значения, в том числе 87 тысяч га пашни.

Анализируя финансовые показатели хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, следует отметить, что по итогам работы за год в целом от сельскохозяйственного производства получена прибыль до налогообложения в сумме 38,6 млн. рублей (в 2018 году был убыток в сумме 527 тыс. рублей).

Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций составил в отчетном 2019 году 85,7%. Из 7 крупных хозяйств района – 6 хозяйств являются прибыльными.

В 2020-2022 годах на территории района планируется, что безубыточную производственную деятельность, в случае сохранения объема производства и количества сельхозпредприятий, будут осуществлять все семь действующих предприятий.

Основными задачами в сельскохозяйственной отрасли на 2020-2022 годы являются:

- работа с неиспользуемыми землями сельскохозяйственного назначения, которых на сегодняшний день насчитывается около 20-ти тысяч гектаров, из которых 10 тыс. гектаров непригодны для использования в результате зарастания древесно-кустарниковой растительностью, 9,8 тыс. гектаров подлежат перераспределению и предоставлению в пользование;

- повышение плодородия сельскохозяйственных угодий - внесение органических минеральных удобрений, использование средств химической защиты растений, семян высоких репродукций;

- привлечение инвесторов для использования невостребованных земель, а также проведение работы по выявлению нарушителей земельного законодательства с целью привлечения их к административной ответственности за нецелевое использование;

- продолжить работу по обеспечению хозяйств района сушильным оборудованием и зерноуборочной техникой.

Немаловажным для населения района является обеспеченность автомобильными дорогами, их состояние.

Сложившаяся сеть дорог определяет особые задачи и предъявляет серьезные требования к обеспечению безопасности дорожного движения, техническому состоянию и благоустройству дорог.

Следует отметить, что выделяемых финансовых средств не достаточно, чтобы производить капитальный ремонт дорог местного значения с твердым покрытием. Выделенные финансовые средства расходуются, в основном, на текущие ремонтные работы и содержание дорог.

На территории Юргинского муниципального округа на начало 2020 года протяженность автомобильных дорог составила 512,6 км. и за год не изменилась. Из них с твердым покрытием – 355,4 км. (69,3%), в том числе с усовершенствованным покрытием 211,8 км.

В рамках регионального проекта «Дорожная сеть, общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 2019 году проведены ремонты автодорог в двух территориях:

Новоромановском и Юргинском сельских поселениях:

- капитальный ремонт в д.Верх-Тайменка - 388 метров

- капитальный ремонт в п.ст.Юрга-2 - 730 метров.

Общая сумма затрат составила 9115,773 тыс. рублей.

В 2020 году на капитальный ремонт дорог из областного бюджета Юргинскому муниципальному округу планируется выделить 10 млн. руб. с условием софинансирования в размере 5 % муниципального бюджета (500 тыс.руб.). Работы запланированны в с. Проскоково ул. Центральная от д. №68 до дома № 108 (450 м), д. Безменово ул. Центральная от моста дома № 10 (140 м.), с. Поперечное ул. Советская от дома №3 до дома №21 (537 м). Получена положительная экспертиза сметной стоимости (ООО «Капитал эксперт», г. Москва), готовится конкурсная документация к размещению на площадке гос.закупок).

На конец отчётного года ещё остаются участки дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям - 16,3%.

В муниципальном образовании остаются ещё населенные пункты, не имеющие регулярного автобусного или железнодорожного сообщения, где проживает 0,2% жителей от общей численности населения района (д.Ясная Поляна, д.Чутовка, д.Юрманово, д.Мариновка, Разъезд № 23). Открывать новые автобусные маршруты в удаленные населенные пункты с минимальной численностью жителей на сегодняшний день не целесообразно.

В Юргинском муниципальном округе сохраняются положительные темпы роста заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по муниципальному округу за 2019 год составила 30800 рублей и увеличилась относительно 2018 года на 2005 рублей или на 7%. Уровень заработной платы на крупных и средних предприятиях составил 32155 рублей, что на 6,1% больше 2018 года (30306,3 рублей).

В социальной сфере средняя заработная плата по итогам 2019 года сложилась:

- в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 29626,8 руб. (рост 0,2% к 2018г.). С 1 сентября 2019г. всем педагогическим работникам была проиндексирована заработная плата на 5%;

- в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – 27297,02 руб. (рост 16,7% к 2018г.);

- у учителей муниципальных общеобразовательных учреждений – 34706,7 руб.(рост 16,7% к 2018г.);

- у работников муниципальных учреждений культуры и искусства - 40060 руб. (рост – 12,4% к 2018г.).

Меры, проводимые на муниципальном уровне по увеличению заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы в 2019 году:

1.Оптимизация штатной численности образовательных учреждений, оптимизация сети дошкольных учреждений.

2.Согласно положению по оплате труда работников бюджетного сектора, 30% фонда направляется на выплаты стимулирующего характера, данные выплаты зависят от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Критерии и стандарты качества в каждой отрасли свои.

3.Дополнительно на выплаты стимулирующего характера направляются средства от оказания платных услуг (учреждения культуры, в сфере социального обслуживания населения).

В плановом периоде 2020-2022 годах увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных учреждений в сфере образования не предусматривается, работникам учреждений культуры индексация запланирована в 2020 году – на 6,7%. У работников муниципальных дошкольных учреждений заработная плата с 2020 года включена в фонд оплаты труда работников образования из-за реорганизации образовательной сети района путем присоединения дошкольных образовательных учреждений (5 единиц) в форме структурных подразделений к общеобразовательным организациям.

В целом по району, среднемесячная заработная плата будет расти и к концу 2022 года достигнет 37888 рублей (рост к 2019г. – 23%), в т.ч. на крупных и средних предприятиях, организациях – 38690 рублей (рост к 2019г. – 20,3%).

В целях дальнейшего повышения размера заработной платы и в целом доходов населения администрацией Юргинского муниципального округа в 2020-2022 годах будут продолжены мероприятия:

- ежемесячные заседания штабов по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики;

- реорганизация сети муниципальных бюджетных организаций, оптимизация штатных расписаний;

- сокращение неэффективных расходов.

 

Дошкольное образование

На 01 января 2020 года на территории муниципального округа функционировало 17 образовательных организаций, из них - 13 общеобразовательных школ, 1 - детский дом, 2 - учреждения дополнительного образования, 1 оздоровительный лагерь. Все 13 школ реализуют программы дошкольного образования (с 10-12 часовым пребыванием воспитанников). В июле 2019 года произошла реорганизация образовательной сети района путем присоединения дошкольных образовательных учреждений (5 единиц) в форме структурных подразделений к общеобразовательным организациям.

В 2019 году дошкольные образовательные организации и дошкольные отделения посещали 618 детей (в 2018 году - 655 чел.). Охват дошкольным образованием составляет 43,6% (в 2018г. 39,8%). Одной из причин сокращения численности детей является низкая рождаемость и отток населения.

В последующие три года предполагается что число таких детей будет на уровне 2019 года и составит 618 человек или 43,6% от общей численности детей.

Детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учёте для определения в муниципальные дошкольные учреждения района в 2019 году - нет. В дальнейшем, ситуация не изменится.

Муниципальные дошкольные образовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в муниципальном округе отсутствуют.

 

Общее и дополнительное образование

Система образования муниципального округа направлена на обеспечение доступности качественного образования для каждого ребенка независимого от места его проживания, состояния здоровья и социального положения семьи.

Все образовательные учреждения имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности и аккредитацию. 13 образовательных учреждений имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Одним из показателей эффективности предоставляемых образовательных услуг является качество знаний выпускников школ.

В 2018-2019 учебном году 32 выпускника 11-х классов на государственной аттестации переступили минимальный порог по основным предметам и получили аттестаты, не получен аттестат о среднем (полном) образовании одним учеником – Арлюкской школы.

По итогам учебного года 1 выпускница Арлюкской ООШ закончила школу с золотой медалью.

Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям в районе – 12 из 13, доля учреждений, соответствующих современным требованиям в 2019 году составила 92,3 % . В 2019 году еще одна школа стала соответствовать современным требованиям - в рамках регионального проекта «Моя новая школа» осуществлен капитальный ремонт МБОУ «Искитимская СОШ», установлено новое оборудование на сумму 30590 тыс.руб., из расчета 70 тыс.рублей на 1 обучающегося.

В 2020-2022 годах количество муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям останется на уровне 2019 года.

Муниципальные общеобразовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта в районе отсутствуют.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях за отчётный 2019 год составила 76,1%, что меньше 2018 года на 9,4 процентных пункта.

В последние годы наблюдалась тенденция роста показателя. Однако в 2019 году отмечалось снижение данного показателя, что объясняется рядом объективных причин:

- наличие заболевания у детей на момент поступления в школу;

- неблагоприятные воздействия окружающей среды;

- низкокалорийное питание в семьях с низким уровнем дохода (ниже прожиточного минимума);

- неблагоприятный психологический и моральный климат в малообеспеченных, неполных семьях.

Для сохранения и укрепления здоровья школьников в последующие годы необходимо:

- организация учебного процесса в соответствии с нормами техники безопасности;

- организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни;

- интенсификация психологической службы школ;

- разработка оздоровительных мероприятий по профилактике и коррекции нарушения осанки, нарушения зрения;

- профилактика алкоголизма, наркомании;

- организация учебно-воспитательного процесса с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований;

- разработка здоровье - сберегающих программ, проведение Дней здоровья.

В 2020-2022 годах, предположительно, показатель будет немного расти и в 2022 году достигнет значения 78,4%.

Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в 2019 году составила 262 человека или 13,3% от всех учащихся района, что на 92 ребенка больше 2018 года. Рост учащихся объясняется проведением ремонта Искитимской СОШ, за счет чего часть детей на учебу возили в другую школу – Зимниковскую, где была образована вторая смена.

В последующие годы таких детей, по прогнозу, останется на уровне 2019 года, за счет проведения капитальных ремонтов в других общеобразовательных учреждениях во время учебного процесса. Дети также будут временно проходить обучение в других школах, а на это время будет запланирована вторая смена учащихся.

Расходы бюджета Юргинского муниципального округа на общее образование в расчёте на одного обучающегося в 2019 году составили 31,3 тыс.рублей против 25,2 тыс.рублей в 2018 году. При расчете показателя учитываются только расходы местного бюджета без учета общеобразовательной субвенции, поступающей с областного бюджета. Рост в сравнении с прошлым годом объясняется индексацией заработной платы педагогическим работникам и включением в расходы проведение капитального ремонта школ (Искитимская СОШ, спортивного зала Проскоковской СОШ).

В 2020-2022 годах, по оценке, расходы на одного учащегося будут оставаться на одном уровне 31,3 тыс.рублей.

Дополнительное образование детей в настоящий момент является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования.

Детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в Юргинском муниципальном округе насчитывается 2215 человек (в 2018г. - 2318 человек). Доля в общей численности детей данной возрастной группы за отчётный период составила 63,5%, что меньше на 0,5 процентных пункта или на 103 человека. Причиной снижения является уменьшение общего количества детей в возрасте 5-18 лет в муниципальном образовании.

Для организации досуговой занятости детей и подростков в районе функционируют спортивная школа, детско-юношеский центр, музыкальная школа и школы искусств.

В целях выявления юных талантов, обучающиеся школ постоянно участвуют во всех областных и районных конкурсах и мероприятиях, где неоднократно становились призёрами.

В дальнейшем, доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных бюджетных организациях будет оставаться на уровне 63,5%.

 

Культура

Культура в районе является важнейшей составляющей качества жизни населения и призвана удовлетворять их запросы для творческого развития и организации культурного досуга. Потребность в самореализации, развитие творческих способностей, проведение досуга граждан обеспечивается за счет учреждений культуры.

В 2019 году в учреждениях культуры осуществляло деятельность 280 клубных формирований, в которых занимается 3979 человек. Работают 99 коллективов народного творчества. В отрасли трудится 235 человек, из них основной персонал 156 человек.

Работниками культуры проведено около 7800 мероприятий, посвящённых государственным, народным праздникам, памятным датам.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры клубного типа в 2019 году, как и в предыдущем, составил 103%, библиотеками – 100% (в 2018г. - 90,9%).

В дальнейшем, данные показатели в 2020 -2022 годах будут иметь такие же значения – 103% и 100% соответственно.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры – 3,4%, что на уровне прошлого года. В сельском клубе деревни Любаровка необходимо проведение капитального ремонта.

В настоящее время на территории района расположено 4 объекта культурного наследия, техническое состояние которых устанавливается на основе акта, выполненного специалистами в области сохранения объектов культурного наследия:

- Братская могила расстрелянных колчаковцами в Гражданскую войну в п.Арлюк;

- Место боя красногвардецев с белочехами в п.ст.Арлюк;

- Место захоронения репрессивных Арлюкского лаготделения Сиблага в п.Линейный;

- памятник героям Гражданской войны в п.Юргинский.

Все эти объекты находятся в муниципальной собственности и имеют отличное состояние.

Приоритетные направления, задачи, которые необходимо решать в сфере культуры и основные мероприятия, намеченные и запланированные на 2020 -2022 годы:

- проведение капитального ремонта МБОУДО «ДШИ №34» д.Новороманово -2020 год;

- открытие кинозала Юргинский СДК - 2020 год;

- участие в конкурсах, проектах, грантах разного уровня;

- проведение капитального ремонта пристройки Арлюкского СДК -2021 год;

- создание модельной библиотеки в д.Новороманово – 2022 год.

В ближайшей перспективе необходимо продолжать работу по возрождению традиционной народной культуры, формированию здорового образа жизни у населения и расширить спектр услуг культурной, творческой и библиотечной деятельности на территории Юргинского муниципального округа.

 

Физическая культура и спорт

Развитие физической культуры и спорта направлено на организацию разнообразных и активных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения. Важнейшим звеном в физическом воспитании населения является спортивно - массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Ежегодно в муниципальном округе проводятся спортивно-массовые мероприятия различных направлений.

Численность занимающегося населения физкультурой и спортом в районе в 2019 году составила 3107 человека. В муниципальном округе функционируют 66 объектов спортивных сооружений, где население имеет возможность заниматься различными видами спорта.

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2019 году составила 16%, что выше 2018 года на 0,34 процентных пункта. Увеличение показателя объясняется снижением численности населения в возрасте от 3 до 79 лет с 19931 чел. в 2018 году до 19404 человек в 2019 году. В отчетном году сельские жители приняли участие более чем в 50 различных мероприятиях, в т.ч. в Сельских зимних спортивных играх, на День района, День физкультурника, велопробеги и т.д..

В дальнейшем, число лиц, занимающихся спортом, будет расти, предположительно в 2020 году – 3344 человек (больше 2019 года на 237 человек), в 2021 году – 3968 человек (больше на 624 человека), в 2022 году – 4974 человека (больше на 1006 человек).

Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся в 2019 году составила 64,5%. Рост показателя в сравнении с 2018 годом на 2 процентных пункта объясняется увеличением обучающихся занимающихся физической культурой и спортом.

 

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Обеспеченность жильем граждан остается одной из важнейших социальных задач.

Общая площадь жилищного фонда района в 2019 году составила 561,9 тыс.кв.м., (в 2018 году – также 561,9 тыс. кв. м.), на одного жителя в среднем приходится 27,47 кв.м., что больше уровня 2018 года на 0,37 кв.м..

За 2019 год введено в эксплуатацию 2,032 тыс. кв. м. жилья, что на 2,469 тыс. кв.м. ниже уровня 2018 года. Всё это - индивидуальное строительство.

За счет реализация государственной программы Кемеровской области «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» на 2014-2021 годы в 2019 году:

- по закону Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобретены 14 квартир на сумму 14306,644 тыс. рублей;

- по закону «Обеспечение жильем социальных категорий граждан, установленных законодательством Кемеровской области» приобретены 6 квартир (п.ст. Юрга-2 – 4 кв., д. Талая – 1 кв., с.Проскоково – 1 кв.);

Формирование и предоставление земельных участков для строительства является одним из индикаторов активности по созданию условий для привлечения инвестиций и, как следствие, создание стимула для дальнейшего развития экономики.

Общая площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. населения в 2019 году составила 1,75 гектаров, что меньше предыдущего года на 0,44 гектаров. Все земельные участки были предоставлены для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения.

В 2020-2022 годах площадь земельных участков будет варьироваться на уровне от 2,37 до 2,44 гектаров, все они предполагаются для индивидуального жилищного строительства.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию для объектов жилищного строительства в течение трёх лет в 2019 году – не было. На плановый период такие земельные участки не предусматриваются.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспечения населения.

Поддержание надлежащего санитарно-технического состояния жилищ, коммуникаций и объектов коммунального назначения, обеспечение населения жизненно важными услугами - электроснабжением, газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением является первостепенной задачей администрации муниципального округа.

На территории муниципального образования расположены 112 многоквартирных жилых домов. Во всех домах собственниками жилых помещений реализован способ управления, что составляет 100%. В целях эффективного управления многоквартирными домами в Юргинском муниципальном округе собственниками помещений были определены следующие способы управления:

- управление товариществом собственников жилья (ТСЖ): в 2019 году функционировало 1 товарищество собственников жилья - «Юргинское» (20 домов);

- собственниками жилья МКД в п.ст.Юрга-2 по ул.Новая д.1 и д.9 выбрана управляющая компания ООО «Ремстрой-Индустрия» - 2 дома;

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме - 87 домов.

На территории Юргинского муниципального округа действуют 30 Советов МКД.

В рамках региональной программы капитального ремонта на 2014-2043 годы в Юргинском муниципальном округе включены 98 многоквартирных домов. По данной программе в 2019 году проведен капитальный ремонт 1 дома в п.ст.Юрга-2 по ул.Школьная, 22. Один дом запланирован на 2020 год (с.Поперечное, ул.Школьная, 3).

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электро-снабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципального района в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Юргинского муниципального округа составила все 100%.

На государственный кадастровый учет в Юргинском муниципальном округе поставлено 100 процентов земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

За 2019 год улучшили жилищные условия 26 семей (в 2018 году – 9 семей).

С учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях снято 51 человек. Принято на учет 30 семей. На 01 января 2020 года общее число граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий - 388 человек, в том числе детей сирот 163 человека (на начало 2019г. состояли на учете 242 человека).

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в 2019 году в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, составила 6,4% против 3,83% в 2018 году.

Далее планируется увеличение числа граждан района, которым будут улучшены жилищные условия, их доля достигнет 6,7% в 2022 году.

 

Организация муниципального управления

В 2019 году бюджетная и налоговая политика муниципального округа была направлена на сохранение и развитие доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов и предоставление муниципальных услуг, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета, совершенствование межбюджетных отношений.

В Юргинском муниципальном округе сохраняется высокая зависимость бюджета от межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Доля дотаций в собственных доходах районного бюджета Юргинского муниципального района в 2019 году составила 90,8%.

За 2019 год объем доходов консолидированного бюджета Юргинского муниципального округа составил 1173,9 млн. рублей (в 2018г. – 991,003 млн. рублей).

Общие расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления за 2019 год составили 63125,2 тыс.руб. или 3062,7 рублей в расчете на одного жителя ( в 2018г. – 2261,9 рублей). Рост произошел за счет увеличения оплаты труда работникам органов местного самоуправления с начала 2019 года, а также снижения среднегодовой численности населения на 285 человек. В 2021 году предполагается дальнейшее увеличение расходов на содержание органов местного самоуправления в расчете на одного жителя района - на 4,2% (3192,4 рублей).

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объёме собственных доходов бюджета муниципального района (без учёта субвенций) за 2019 год составила – 9,2%, что меньше на 1,9 процентных пункта по сравнению с прошлым годом.

Доля налоговых и неналоговых доходов в 2020 году планируется на уровне 11,4%, что больше 2019 года в основном за счет увеличения поступления налога на доходы физических лиц, земельного налога, в 2021-2022 годах за счет увеличения поступления собственных налоговых и неналоговых доходов планируется рост доли, которая составит в 2022 году 16,5 процентов.

На территории муниципального округа нет предприятий-банкротов муниципальной формы собственности.

Плановые сроки ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства соблюдаются.

Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) в муниципальных учреждениях Юргинского муниципального округа отсутствует.

Схема территориального планирования муниципального образования «Юргинский район Кемеровской области» в соответствии со ст.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации была разработана и утверждена решением Юргинского районного Совета народных депутатов от 29.06.2010 № 17-НПА. В 2020-2021 годах необходимо внесение изменений в схему территориального планирования. В связи с преобразованием муниципальных образований Кемеровской области, входящих в состав муниципальных районов, в муниципальные округа (Закон Кемеровской области - Кузбасса от 05 августа 2019 № 68-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований») с 01 января 2020 года возникает необходимость разработки новой градостроительной документации Юргинского муниципального округа в 2020 году.

В соответствии с постановлением Губернатора Кемеровской области от 04.07.2011 № 43-пг «Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения Кемеровской области для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области в отдельных сферах деятельности» Департаментом экономического развития Администрации Кемеровской области на основании заключенных контрактов с учреждениями о проведении социологических опросов населения, ежегодно проводится соцопросы, результаты которых направляются в муниципальные образования.

Согласно проведенному опросу, в 2019 году итоговый показатель «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)» в Юргинском муниципальном округе составил 46,7% (в 2018г. - 43,8%). Из 6-ти сфер деятельности наибольший оценка отмечена – «удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры» – 55%, наименьшая – «информационная открытость ОМС» - 37%.

 

Результаты социологического опроса населения Юргинского муниципального округа за 2017 - 2019 гг.

№ п.п.

Показатели

Процентов от числа опрошенных

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

Итоговый показатель «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района, муниципального округа)»

66,7

43,8

46,7

1.1

Удовлетворенность населения медицинской помощью

54,0

46,0

52,0

1.2

Удовлетворенность населения качеством образовательных услуг

68,0

38,0

41,0

1.3

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами

73,9

42,0

42,0

1.4

Удовлетворенность населения благоустройством территории

60,0

53,0

53,0

1.5

Удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления городского округа (муниципального округа)

74,0

35,0

37,0

1.6

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания)

70,0

49,0

55,0

 

Анализ обращений населения муниципального округа в органы местного самоуправления показал, что наиболее распространенными проблемами являются вопросы жилищно-коммунального хозяйства, а также получение разъяснений о своих правах на льготы, а также вопросы оказания материальной помощи.

Для снятия социальной напряженности в сельских поселениях района в 2019 году проводились выездные приемы граждан главой района, председателем Совета народных депутатов, заместителями главы, начальниками управлений, которые позволили получать и оперативно решать вопросы, волнующие население, особенно граждан пожилого возраста.

Социально – экономическое развитие Юргинского муниципального округа определяется совокупностью внешних и внутренних условий, одним из которых является демографическая ситуация.

Среднегодовая численность населения в 2019 году составила 21,611 тыс. человек (в 2018г. – 21,013 тыс. чел.). Наблюдается динамика естественной убыли и оттока населения. Основными причинами сокращения населения Юргинского муниципального округа являются:

– естественная убыль вследствие отрицательного сальдо рождаемости и смертности. В 2019 году число умерших превысило число родившихся на 182 человека (в 2018 году – на 156 человек). Таким образом, демографическое воспроизводство происходит на существенно суженной основе;

– в рамках учебной миграции часть населения в возрасте с 18 до 25 лет уезжают в крупные города, а после окончания учебы, большинство остаются жить и работать в городе, где получили образование. За 12 месяцев 2019 года выехало из муниципального округа 948 человек (в 2018г.- 1075 чел.), прибыло –854 человека (в 2018г. – 711 чел.) Миграционная убыль составила 276 человек, но это меньше по сравнению с 2018 годом на 88 человек. Отток граждан из округа продолжается.

Для стабильного развития Юргинского муниципального округа и достойного проживания людей, необходимо проведение мероприятий по улучшению демографической ситуации.

В целях повышения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления района в ближайшее время необходимо принимать меры по увеличению собственных доходов и оптимизации расходов бюджета, созданию условий для привлечения инвестиций, формированию альтернативных источников пополнения доходной части бюджета, продолжить работу по недопущению возникновения кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) предприятий и муниципальных бюджетных учреждений, по повышению показателя удовлетворенностью деятельностью органов местного самоуправления района.

 

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием энергетических ресурсов на территории муниципального образования, является одной из приоритетных задач социально- экономического развития муниципального округа.

Для муниципального бюджета задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

В Юргинском муниципальном округе реализуется муниципальная программа «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального округа». Основными целями программы является:

- минимизация расходов бюджета по оплате энергоресурсов с помощью проведения энергосберегающих мероприятий на предприятиях коммунального комплекса;

- внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и систем учета на предприятиях коммунальной инфраструктуры;

- установка приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии), стимулирование энергосбережения в ЖК сфере и бюджетной сфере.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах за 2019 год составила: электрической энергии 822,9 кВт/ч на 1 проживающего; тепловой энергия 0,36 Гкал на 1 кв. м. общей площади; горячей воды 27,7 куб.м. на 1 проживающего; холодной воды 47,7 куб.м. на 1 проживающего. Сетевого природного газа нет.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов бюджетными учреждениями в 2019 году составила: электрической энергии 181,7 кВт/ч на 1 чел. проживающего; тепловой энергии 0,25 Гкал на 1 кв.м. общей площади, горячей воды 0,78 куб.м. на 1 проживающего; холодной воды 1,31 куб.м. на 1 проживающего.

Для дальнейшего сокращения энергетических ресурсов и снижения расходов бюджета на их потребление необходимо проведение мероприятий в сфере ЖКХ:

- капитальный ремонт 5-ти котлов;

- капитальный ремонт ветхих тепловых сетей;

- капитальный ремонт ветхих водопроводных сетей.

В организациях бюджетной сферы:

- установка приборов учета электроэнергии, холодной, горячей воды и приборов учета тепловой энергии во всех муниципальных учреждениях;

- ремонт систем отопления горячего и холодного водоснабжения зданий муниципальных учреждений;

- повышение тепловой защиты зданий муниципальных учреждений (приобретение материалов, ремонт и утепление кровли чердачных помещений, фасадов, дверей, установка оконных блоков;

В жилищном фонде:

- установка индивидуальных приборов учета.

В целом, основные показатели развития Юргинского муниципального округа, достигнутые в 2019 году, свидетельствуют о положительной динамике в развитии экономики муниципального образования. Ситуация в экономике, социальной сфере и организации муниципального управления оставалась стабильной, имела развитие, позволяющее создать в 2020 году и планируемом периоде условия для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения.

 

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинский муниципальный округ

 

Исп.Каленская Е.С.

8(38451)4-20-08