ДОКЛАД
ГЛАВЫ ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления
за 2020 год и их планируемых значениях на трехлетний период

Общие сведения

Сводный доклад главы Юргинского муниципального округа представляет собой аналитическую информацию о деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа за отчетный 2020 год и их планируемых значениях на 2021 – 2023 годы.

Доклад подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 № 1317 «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (с изменениями от 16 августа 2018 года)».

Доклад Главы муниципального округа также ежегодно готовится на основании принятого распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.02.2013г. № 138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области» (с учетом изменений от 14.01.2014 № 8-р, от 21.03.2016 № 98-р, от 13.01.2017 № 13-р).

Источниками информации для оценки эффективности являются статистические данные, аналитические материалы органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа, согласованные показатели эффективности за отчетный год и на плановый период с Департаментами Правительства Кемеровской области – Кузбасса, профильными Министерствами Кузбасса, результаты социологического опроса населения в Кузбассе за 2018 – 2020 годы по Юргинскому муниципальному округу.

Согласно Устава Юргинского муниципального округа, администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области-Кузбасса.

В таблице Доклада приведены значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа за отчетные 2018-2020 годы и планируемые их значения на 2021-2023 годы.

Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.

Предметом анализа являются результаты деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах:

  1. Экономическое развитие;
  2. Дошкольное образование;
  3. Общее и дополнительное образование;
  4. Культура;
  5. Физическая культура и спорт;
  6. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;
  7. Жилищно-коммунальное хозяйство;
  8. Организация муниципального управления;
  9. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Муниципальное образование Юргинский муниципальный округ входит в состав Кемеровской области – Кузбасса и расположен в ее северо-западной части, на левом берегу реки Томи. Площадь Юргинского муниципального округа составляет 2,51 тыс. кв. км (2,6 % территории Кемеровской области), в том числе 1,57 тыс. кв. км. – земли сельскохозяйственного назначения.

С 1 января 2006 года в административно-территориальном составе района находились 9 сельских поселений, 63 населенных пункта. На основании Закона Кемеровской области – Кузбасса от 05.08.2019 № 68-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований» Юргинский муниципальный район преобразован в Юргинский муниципальный округ, путем объединения девяти сельских поселений, входивших в состав Юргинского муниципального района.

С января 2020 года произошла ликвидация сельских администраций, упразднены и сельские поселения.

Численность постоянно проживающего населения на 01 января 2021 года составила 20112 человек (0,76 % населения Кузбасса).

Городской округ «Юрга» является центром муниципального образования «Юргинский муниципальный округ» с населением 80,4 тыс. человек, расположенный в 117 км от областного центра.

Количество предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории муниципального округа на 01.01.2021г. (по данным статистического регистра хозяйствующих субъектов) – 371 единица.

Экономика муниципального округа представлена различными сферами хозяйственной деятельности.

На территории муниципального образования исторически сложилось и развивается сельскохозяйственное производство. Основные направления: молочно-мясное животноводство, производство зерновых.

Основные виды промышленной деятельности: обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, а также водоснабжение.

Остальные виды экономической деятельности представлены в меньшей степени: производство пищевой продукции, строительство, лесное хозяйство, транспорт.

На потребительском рынке развита торговая сеть. В небольшом количестве имеются предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения.

Социальная инфраструктура представлена учреждениями здравоохранения, дошкольного, общего и дополнительного образования, культуры, спорта, социального обслуживания населения.

Численность трудовых ресурсов населения муниципального округа – 10,38 тыс. человек, что составляет 49% от общей численности населения муниципального округа. Из них заняты в экономике – 4,625 тыс. человек.

Экономическое развитие

Существенный вклад в экономику округа вносят субъекты малого предпринимательства.

Предприятия малого бизнеса строят свою деятельность, исходя из потребности местного рынка, предоставляют новые рабочие места населению и являются одним из источников пополнения местного бюджета.

Структура сфер деятельности малого бизнеса Юргинского муниципального округа по сравнению с предыдущими годами значительно не изменилась.

В настоящее время на территории Юргинского муниципального округа работают 48 малых и средних предприятий, 252 индивидуальных предпринимателей.

За отчетный год на территории округа зарегистрированы 2 юридических лица и 51 индивидуальный предприниматель.

В малом и среднем бизнесе трудятся более 36% работников, занятых на предприятиях.

В рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» была оказана поддержка представителям малого предпринимательства, реализующим проекты в сфере ведения семейного бизнеса. Выдано 2 гранта (крестьянско-фермерские хозяйства) в размере 300 тысяч рублей каждый. Полученные средства были использованы на покупку сельскохозяйственной техники.

Для участия предпринимателей в выставках, ярмарках, форумах на безвозмездной основе было потрачено средств местного бюджета 30 тысяч рублей.

По итогам участия в специализированной выставке-ярмарке «Сделано в Кузбассе, сделано качественно» за экспозицию продуктов пчеловодства, представленную на выставке, Юргинскому муниципальному округу был вручен диплом и серебряная медаль.

Ведется работа по вовлечению населения округа в бизнес, реализация образовательных программ онлайн, в том числе для действующих предпринимателей, школьников, лиц в возрасте до 30 лет и старше 45 лет, безработных, инвалидов, выпускников и воспитанников детских домов и иных категорий граждан, желающих организовать свой бизнес.

Для предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса организована совместная работа с Комитетом по управлению муниципальным имуществом. Утвержден перечень имущества, предназначенного для передачи во владение субъектам МСП. Данная информация размещена на сайте администрации Юргинского муниципального округа.

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ в Кемеровской области, ежегодно, начиная с 2017 года, наблюдается отрицательная динамика показателей. Согласно реестра СМСП, за 2020 год в Юргинском муниципальном округе насчитывалось 258 субъектов, что на 6 единиц меньше 2019 года. Соответственно произошло снижение показателей на 10 тысяч человек населения.

В настоящее время численность работающих в сфере предпринимательства насчитывает 1 357 человек, что составляет 36 % от численности занятых в экономике округа.

Эффективность деятельности муниципального образования в 2020 году в сфере развития малого предпринимательства представлены следующими показателями:

  • фактическое число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. чел. населения составило в отчетном 2020 году – 122,2 человека (за 2019 год – 125,1 человек на 10 тыс. чел. населения);
  • доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2020г. составила 22,2 %, а в 2019 г. – 22,3%.

Приоритеты развития субъектов малого предпринимательства на территории муниципального округа в предстоящие годы будут определяться в рамках реализации Национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Кемеровской области-Кузбассе, а также 4-х региональных проектов – «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Популяризация предпринимательства».

В плановом периоде 2021-2023 годов основными направлениями станут:

  • организация и проведение мероприятий по популяризации предпринимательской деятельности (участие в выставках-ярмарках, конкурсах (местного и областного характера), конференциях, совещаниях, рабочих встречах, круглых столах (с главой муниципального округа) по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
  • привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в образовательных проектах (как для начинающих предпринимателей и физических лиц, которые имеют свои бизнес-идеи, но не знают, как начать их реализовывать, так и на выявление жизнеспособной бизнес-идеи для действующих предпринимателей);
  • информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства через оповещение и размещение информации о мерах поддержки (имущественной, консультационной, финансовой и образовательной) для субъектов малого и среднего предпринимательства в районной газете «Юргинские ведомости», на официальном сайте администрации Юргинского муниципального округа (отдельная вкладка «Предпринимательство», а также в мессенджере «WhatsApp» группы «Предприниматели ЮМО»);
  • проблемы кадров (продавцов, кассиров, грузчиков, водителей и т.д.) в торговых объектах (магазинов) решать при взаимодействии с ГКУ Центром занятости населения г. Юрги (своевременно предоставлять имеющиеся вакансии рабочих мест для базы данных);
  • активизация работы с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство по их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • оказание содействия субъектам предпринимательства в реализации произведенной собственной продукции путем проведения сельскохозяйственных продовольственных ярмарок (совместно с Администрацией Юргинского городского округа).

Привлечение инвестиций является важнейшим условием стабильного функционирования и развития экономики муниципального округа.

Объем инвестиций в основной капитал в 2020 году по полному кругу предприятий составил 1481,475 млн. руб., что больше в 3,4 раза уровня прошлого года в сопоставимых ценах. Такой рост произошел за счет реконструкции федеральной автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» на участке км.149 +700 – км.158 +200 (участок находится на территории Юргинского муниципального округа). По Федеральной адресной инвестиционной программе России (ФАИП) освоено в 2020 году 1078,8 млн. руб., планируется в 2021 году – 601,6 млн. руб., в 2022 году – 1000,0 млн. руб. (окончание реконструкции и сдача объекта).

Инвестиции за счет бюджетных средств в 2020 году составили 1110,048 млн. руб., что в 7,9 раз больше уровня 2019 года.

Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности предприятий и организаций являются расширение существующего производства, интенсификация и модернизация производства. Основной формой инвестиций в основной капитал выступают средства, направленные на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, главным образом, за счет собственных средств.

Юргинский муниципальный округ имеет достаточный инвестиционный потенциал:

  • на территории округа имеются свободные земли, которые могут быть предложены потенциальным инвесторам;
  • органы местного самоуправления оказывают всестороннее содействие в реализации инвестиционных проектов (сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна»).

Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2021 году планируется освоить 1040,864 млн. рублей капитальных вложений или 67 % к уровню 2020г., в 2022 году – 1410,54 млн. рублей (129,6% к 2021г.), в 2023 году – 610,435 млн. рублей (41,3% к 2022г.).

В 2021 году инвестиционные вложения будут наблюдаться по следующим направлениям:

  • продолжение реконструкции федеральной автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» на сумму 601,59 млн. руб;
  • строительство 52-х квартирного дома в п.ст.Юрга-2, общий объем затрат составит около 72-х млн. рублей;
  • сельхозпредприятиями запланировано приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму около 30 млн. руб;
  • в сфере ЖКХ необходимо произвести замену котельного оборудования, ветхих тепловых и водопроводных сетей, износ которых составляет более 70%. Кроме этого, по возможности нужно установить приборы учета на котельных и провести промывку скважин.

В социальной сфере на 2021 год (финансирование из бюджетных источников):

  • образование – по Федеральному проекту «Точка роста» оснащение МБОУ «Тальская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Верх-Тайменская основная общеобразовательная школа» по программе новых цифровых образовательных технологий (приобретение комплексного компьютерного оборудования);
  • в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования оснащение МКОУ "Зимниковская основная общеобразовательная школа" обеспечение компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием;
  • культура – в рамках реализации Федерального проекта партии «Единая Россия» – «Культура малой родины» обновление материально-технической базы Тальского сельского Дома культуры;
  • здравоохранение – строительство новых девяти ФАПов взамен старых в рамках нацпроекта «Здравоохранение» стоимостью на 49,5 млн.рублей.

В дальнейшем, суммы выделяемых средств из бюджета на инвестиции составят с 669,3 млн. руб. в 2021 году до 28,3 млн. руб. в 2023 году.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом в 2020 году увеличилась по сравнению с 2019 годом на 0,5 процентных пункта и составила 86,7%.

В 2020 году на территории муниципального образования была продолжена работа по оформлению земельных участков в собственность. Земельный налог является одним из значимых налогов, относится к собственным доходам местных бюджетов и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет от 14 до 18%. Поэтому, работа в данном направлении будет продолжена и за счёт дальнейшего приобретения и оформления гражданами, а также юридическими лицами земель в собственность. В 2021-2023 годах данный показатель постепенно будет увеличиваться и к 2023 году достигнет 88% в общей площади территории Юргинского муниципального округа.

Приоритетным направлением экономики Юргинского муниципального округа является развитие агропромышленного комплекса.

На территории Юргинского муниципального округа осуществляют деятельность 43 сельскохозяйственных товаропроизводителей разных форм собственности (7 сельскохозяйственных предприятий, 34 крестьянско-фермерских хозяйств, 2 сельских производственных кооператива), 1452 личных подсобных хозяйств.

В землепользовании в хозяйствах всех форм собственности числится 128 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного значения, в том числе 87 тысяч га пашни.

Анализируя финансовые показатели хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, следует отметить, что по итогам работы за 2020 год в целом от сельскохозяйственного производства получена прибыль до налогообложения в сумме 142,27 млн. рублей (в 2019 году прибыль составляла 38,6 млн. рублей).

Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций составил в отчетном 2020 году 75%. Из 8 крупных хозяйств округа – 6 хозяйств являются прибыльными.

В 2021 году на территории муниципального округа планируется, что безубыточную производственную деятельность, в случае сохранения объема производства и количества сельхозпредприятий, будут осуществлять шесть действующих предприятий, в 2022 – 2023 годах – семь сельхозпредприятий.

Основными задачами в сельскохозяйственной отрасли на 2021-2023 годы являются:

  • работа с неиспользуемыми землями сельскохозяйственного назначения, которых на сегодняшний день насчитывается около 20-ти тысяч гектаров, из которых 10 тыс. гектаров непригодны для использования в результате зарастания древесно-кустарниковой растительностью, 9,8 тыс. гектаров подлежат перераспределению и предоставлению в пользование;
  • повышение плодородия сельскохозяйственных угодий – внесение органических минеральных удобрений, использование средств химической защиты растений, семян высоких репродукций;
  • привлечение инвесторов для использования невостребованных земель, а также проведение работы по выявлению нарушителей земельного законодательства с целью привлечения их к административной ответственности за нецелевое использование;
  • продолжить работу по обеспечению хозяйств района сушильным оборудованием и зерноуборочной техникой.

Немаловажным для населения муниципального округа является обеспеченность автомобильными дорогами, их состояние.

Сложившаяся сеть дорог определяет особые задачи и предъявляет серьезные требования к обеспечению безопасности дорожного движения, техническому состоянию и благоустройству дорог.

Следует отметить, что выделяемых финансовых средств из бюджетов всех уровней не достаточно, чтобы производить капитальный ремонт дорог местного значения с твердым покрытием. Выделяемые финансовые средства расходуются, в основном, на текущие ремонтные работы и содержание дорог.

На территории Юргинского муниципального округа на начало 2021 года протяженность автомобильных дорог составила 512,6 км. и за год не изменилась. Из них с твердым покрытием – 355,4 км. (69,3%), в том числе с усовершенствованным покрытием 211,8 км..

В 2020 году в рамках заключенного соглашения с Министерством «Жилищно – коммунального и дорожного комплекса Кузбасса» Юргинскому мцниципальному округу выделена субсидия в размере 9,678 млн. руб., за счет чего были проведены работы по капитальному ремонту дорог общего пользования муниципального значения в трех населенных пунктах – с.Поперечное, д.Безменово, с.Проскоково. Протяженность отремонтированных дорог составила 1217 метров.

На конец отчётного 2020 года ещё остаются участки дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям – 16,5%.

В муниципальном образовании также остаются населенные пункты, не имеющие регулярного автобусного или железнодорожного сообщения, где проживает 0,2% жителей от общей численности населения района (д.Ясная Поляна, д.Чутовка, д.Юрманово, д.Мариновка, Разъезд № 23). Открывать новые автобусные маршруты в удаленные населенные пункты с минимальной численностью жителей на сегодняшний день не целесообразно.

В Юргинском муниципальном округе сохраняются положительные темпы роста заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по муниципальному округу за 2020 год составила 32620 рублей и увеличилась относительно 2019 года на 4829 рублей или на 107,2%.

Размер заработной платы на крупных и средних предприятиях составил 35030 рублей, что на 8,9% больше 2019 года (32155 рублей).

В социальной сфере средняя заработная плата по итогам 2020 года сложилась:

  • в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – 30595,3 руб. (рост 12,1% к 2019г.);
  • в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 31735 руб. (рост 7,1% к 2019г.) – с 1 сентября 2020 года добавлена выплата педагогическим работникам – денежное вознаграждение за классное руководство из федерального и региональных бюджетов, размер которой составил 8000 руб., такие выплаты получают 140 человек;
  • у учителей муниципальных общеобразовательных учреждений – 39346,6 руб.(рост 13,4% к 2019г.);
  • у работников муниципальных учреждений культуры и искусства – 41818 руб. (рост – 4,3% к 2019г.);
  • у работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта – 36147 руб. (рост – 2,1% к 2019г.).

Меры, проводимые на муниципальном уровне по увеличению заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы в 2020 году:

  1. Оптимизация штатной численности образовательных учреждений, оптимизация сети дошкольных учреждений.
  2. Согласно положению по оплате труда работников бюджетного сектора, 30% фонда направляется на выплаты стимулирующего характера, данные выплаты зависят от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Критерии и стандарты качества в каждой отрасли свои.
  3. Дополнительно на выплаты стимулирующего характера направляются средства от оказания платных услуг (учреждения культуры, в сфере социального обслуживания населения).

В плановом периоде 2021-2023 годах увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных учреждений в сфере образования не предусматривается, работникам учреждений культуры индексация запланирована в 2022 – 2023 годах – ежегодно на 1,0%.

В целом по муниципальному округу, среднемесячная заработная плата будет расти и к концу 2023 года достигнет 36750 рублей (рост к 2020г. – 12,7%), в т.ч. на крупных и средних предприятиях, организациях – 39000 рублей (рост к 2020г. – 11,3%).

В целях дальнейшего повышения размера заработной платы и в целом доходов населения администрацией Юргинского муниципального округа в 2021-2023 годах будут продолжены мероприятия:

  • ежемесячные заседания штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики;
  • реорганизация сети муниципальных бюджетных организаций, оптимизация штатных расписаний;
  • сокращение неэффективных расходов.

Дошкольное образование

На 01 января 2021 года на территории муниципального округа функционировало 17 образовательных организаций, из них – 13 общеобразовательных школ, 1 детский дом, 2 учреждения дополнительного образования, 1 оздоровительный лагерь.

Все 13 школ реализуют программы дошкольного образования (с 10-12 часовым пребыванием воспитанников). В июле 2019 года произошла реорганизация образовательной сети округа путем присоединения дошкольных образовательных учреждений (5 единиц) в форме структурных подразделений к общеобразовательным организациям.

22 дошкольных отделений посещают 562 воспитанника (в 2019 году – 618 чел.). Охват дошкольным образованием составляет 44,5% (в 2019г. – 43,6%). Одной из причин сокращения численности детей является низкая рождаемость и отток населения.

В последующие три года предполагается, что число таких детей будет на уровне 2020 года и составит также 618 человек или 45,3% от общей численности детей в муниципальном округе.

Детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учёте для определения в муниципальные дошкольные учреждения округа в 2020 году – нет. В дальнейшем ситуация не изменится.

Муниципальные дошкольные образовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в муниципальном округе отсутствуют.

Общее и дополнительное образование

Система образования Юргинского муниципального округа направлена на обеспечение доступности качественного образования для каждого ребенка независимого от места его проживания, состояния здоровья и социального положения семьи.

Приоритетом является создание современной образовательной среды для кузбасских школьников.

Все образовательные учреждения имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности и аккредитацию. 13 образовательных учреждений имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Одним из показателей эффективности предоставляемых образовательных услуг является качество знаний выпускников школ.

В 2019-2020 учебном году все 32 выпускника 11-х классов на государственной аттестации переступили минимальный порог по основным предметам и получили аттестаты о среднем (полном) образовании.

Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям в муниципальном округе – 12 из 13, поэтому доля учреждений, соответствующих современным требованиям в 2020 году составила 92,3 %. Одна из всех школ – в д. Белянино не соответствует современным требованиям. В 2021-2023 годах количество муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям, останется на уровне 2020 года.

Муниципальные общеобразовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в Юргинском муниципальном округе отсутствуют.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях за отчётный 2020 год составила 71%, что меньше 2019 года на 5,1 процентных пункта.

Снижение данного показателя объясняется рядом объективных причин:

  • наличие заболевания у детей на момент поступления в школу;
  • низкокалорийное питание в семьях с низким уровнем дохода (ниже прожиточного минимума);
  • неблагоприятный психологический и моральный климат в малообеспеченных, неполных семьях.

Для сохранения и укрепления здоровья школьников в последующие годы необходимо:

  • организация учебного процесса в соответствии с нормами техники безопасности;
  • организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни;
  • разработка оздоровительных мероприятий по профилактике и коррекции нарушения осанки, нарушения зрения;
  • профилактика алкоголизма, наркомании;
  • организация учебно-воспитательного процесса с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований;
  • разработка здоровьесберегающих программ, проведение Дней здоровья.

В 2020-2022 годах, предположительно, показатель будет немного расти и в 2023 году достигнет значения 74%.

Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в 2020 году составила 193 человека или 9,8% от всех учащихся округа, что на 69 детей меньше 2019 года. Снижение учащихся данной категории объясняется проведением ремонта Искитимской СОШ, за счет чего часть детей были снова переведены в первую смену.

В последующие годы таких детей, по прогнозу, останется на уровне 2020 года. Подобная ситуация сохранится за счет проведения капитальных ремонтов в других общеобразовательных учреждениях во время учебного процесса, когда дети также будут временно проходить обучение в других школах, а на это время будет запланирована вторая смена учащихся.

Расходы бюджета Юргинского муниципального округа на общее образование в расчёте на одного обучающегося в 2020 году составили 28,4 тыс. рублей против 31,3 тыс. рублей в 2019 году. При расчете показателя учитываются только расходы местного бюджета без учета общеобразовательной субвенции, поступающей из областного бюджета.

В 2021-2023 годах, по оценке, расходы на одного учащегося будут оставаться на одном уровне 28,4 тыс. рублей.

Дополнительное образование детей в настоящий момент является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования.

Детей в возрасте 5 – 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в Юргинском муниципальном округе насчитывает 2238 человек (в 2019г. – 2215 человек). Доля в общей численности детей данной возрастной группы за отчётный период составила 63,1%, что меньше на 0,4 процентных пункта прошлого года. Причиной снижения является небольшое увеличение общего количества детей в возрасте 5-18 лет в муниципальном образовании.

Для организации досуговой занятости детей и подростков в Юргинском муниципальном округе функционируют спортивная школа, детско-юношеский центр, музыкальная школа и школы искусств. Воспитанники детских учреждений принимают активное участие в региональном и всероссийском конкурсном движении, в 2020 году школьники добавили 12 побед в копилку муниципального округа.

В дальнейшем, доля детей в возрасте 5 – 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных бюджетных организациях будет оставаться на уровне от 59,4% в 2021г. до 58,4% в 2023 г.

Культура

Культура в Юргинском муниципальном округе является важнейшей составляющей качества жизни населения и призвана удовлетворять его запросы для творческого развития и организации культурного досуга. Потребность в самореализации, развитие творческих способностей, проведение досуга граждан обеспечивается за счет учреждений культуры.

Учреждения культуры Юргинского муниципального округа в 2020 году осуществляли свою деятельность в рамках реализации национального проекта «Культура».

В 2020 году работали 280 клубных формирований, в которых занимается 3979 человек. Функционируют 100 коллективов народного творчества, из них четыре коллектива носят звание «народный». В 2020 году 36 творческих коллективов приняли участие в 43 всероссийских, межрегиональных региональных офлайн и онлайн – конкурсах. В результате, 14 коллективов стали Лауреатами Международных, Всероссийских и Региональных конкурсов.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры клубного типа в 2020 году, как и в предыдущем, составил 103%, библиотеками – 100% (в 2019г. – 90,9%).

В дальнейшем, данные показатели в 2021 -2023 годах будут иметь такие же значения – 103% и 100% соответственно.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры – 3,4%, что на уровне прошлого года. В сельском клубе деревни Любаровка необходимо проведение капитального ремонта.

В настоящее время на территории муниципального округа расположено 4 объекта культурного наследия, техническое состояние которых устанавливается на основе акта, выполненного специалистами в области сохранения объектов культурного наследия:

  • Братская могила расстрелянных колчаковцами в Гражданскую войну в п.Арлюк;
  • Место боя красногвардецев с белочехами в п.ст.Арлюк;
  • Место захоронения репрессивных Арлюкского лаготделения Сиблага в п.Линейный;
  • памятник героям Гражданской войны в п.Юргинский.

Все эти объекты находятся в муниципальной собственности и имеют отличное состояние.

Приоритетные направления, задачи, которые необходимо решать в сфере культуры и основные мероприятия, намеченные и запланированные на 2021 -2023 годы:

Ключевые цели национального проекта «Культура» – увеличение на 15% посещений организаций культуры, создание условий для творческой реализации граждан, увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в 5 раз. Эти показатели должны быть выполнены до 2024 года.

Физическая культура и спорт

Развитие физической культуры и спорта направлено на организацию разнообразных и активных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения. Важнейшим звеном в физическом воспитании населения является спортивно – массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Ежегодно в муниципальном округе проводятся спортивно-массовые мероприятия различных направлений.

Численность занимающегося населения физкультурой и спортом в Юргинском муниципальном округе в 2020 году составила 4534 человека, что на 1427 человека больше чем в 2019 году. В муниципальном округе функционируют 66 объектов спортивных сооружений, где население имеет возможность заниматься различными видами спорта.

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2020 году составила 23,8%, что выше 2019 года на 7,8 процентных пункта. Увеличение показателя объясняется снижением численности населения в возрасте от 3 до 79 лет с 19404 чел. в 2019 году до 19084 человек в 2020 году. В отчетном году сельские жители приняли участие более чем в 50 различных мероприятиях. В зимний период на территории района функционирует 3 катка и 5 лыжных трасс.

В дальнейшем, число лиц, занимающихся спортом, будет расти, предположительно в 2021 году – 6843 человека (больше 2020 года в 1,5 раза), в 2022 году – 8322 человека (больше на 22% предыдущего года), в 2023 году – 8984 человека (больше на 108% предыдущего года).

Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся в 2020 году составила 64,8%. Рост показателя в сравнении с 2019 годом на 0,3 процентных пункта объясняется увеличением числа обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом. В дальнейшем их доля также будет расти в пределах одного процентного пункта.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Одним из приоритетов жилищной политики Юргинского муниципального округа является обеспечение доступности и комфортности жилья для населения.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя муниципального округа, в 2020 году составила 27,92 кв. м., что больше уровня 2019 года на 0,42 кв.м.

За 2020 год введено в эксплуатацию 3165 кв.м. общей площади, что в 1,5 раза больше 2019 года (2001 кв.м.). Всего построено 32 индивидуальных жилых дома и 7 домов реконструированы. Всё это – индивидуальное жилищное строительство.

Несмотря на положительные тенденции в жилищном строительстве, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 1 января 2021 г. – 410 семей (на 01.01.2020г. – 388 семей.), из них 172 ребенка – сироты. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным и областным законодательством, остается одной из наиболее важных задач и острых проблем.

За 2020 год улучшили жилищные условия 7 семей, из них 6 детей – сирот получили жилые помещения из муниципального жилого фонда, и одна молодая семья улучшила жилищные условия за счет предоставления социальной выплаты на сумму 833 тысячи рублей.

В 2020 году завершен этап переселения из аварийного многоквартирного дома 8 – ми семей в п.ст.Юрга-2я по ул. Заводской, д.1. В текущем 2021 году продолжается работа по переселению граждан из второго дома – аварийного 27-ми квартирного жилого дома в д. Белянино по ул. Садовая д.1.

В целях увеличения площади ввода жилья на 2021 и последующие годы администрацией Юргинского муниципального округа разработан проект планировки и межевания территории в п.ст. Юрга 2-я, проведены торги на земельный участок, определена подрядная организация. На данный момент застройщиком ведутся работы по благоустройству фундаментной части здания 52-х квартирного дома по улице Новая, общей площадью 2588,4 кв.м., в том числе жилых помещений – 1772,9 кв.м. Сдача объекта запланирована на 2021год. На данном участке планируется закладка еще одного 52-х квартирного дома.

Формирование и предоставление земельных участков для строительства является одним из индикаторов активности по созданию условий для привлечения инвестиций и, как следствие, создание стимула для дальнейшего развития экономики.

Общая площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. населения в 2020 году составила 1,56 гектаров, что меньше предыдущего года на 0,18 гектаров. Из общей площади 1,4 гектаров были предоставлены для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения.

В 2021-2023 годах площадь земельных участков будет варьироваться на уровне от 2,42 до 2,47 гектаров, все они предполагаются для предоставления индивидуального жилищного строительства.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию для объектов жилищного строительства в течение трёх лет в 2020 году – не было. На плановый период такие земельные участки не предусматриваются.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Постоянного внимания и максимальной степени ответственности требует от местной власти исполнение полномочий, связанных с созданием условий для предоставления качественных услуг населению в области жилищно-коммунального хозяйства.

Поддержание надлежащего санитарно-технического состояния жилищ, коммуникаций и объектов коммунального назначения, обеспечение населения жизненно важными услугами – электроснабжением, газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением является первостепенной задачей администрации муниципального округа.

На территории муниципального образования расположены 112 многоквартирных жилых домов. Во всех домах собственниками жилых помещений реализован способ управления, что составляет 100%. В целях эффективного управления многоквартирными домами в Юргинском муниципальном округе собственниками помещений были определены следующие способы управления:

  • собственниками жилья МКД в п.ст.Юрга-2 по ул. Новая д. 1 и д. 9 выбрана управляющая компания ООО «Ремстрой-Индустрия» – 2 дома;
  • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме – 107 домов.

В рамках региональной программы капитального ремонта на 2014-2043 годы в Юргинском муниципальном округе включены 98 многоквартирных домов. По данной программе в 2020 году частично проведен капитальный ремонт одного дома в с. Поперечное, ул. Школьная, 3. В 2021 году ремонт данного дома будет завершен.

В 2022 году проведение капитального ремонта запланировано в пяти МКД – д. Талая по ул. Центральная, 13 и 54, п.ст.Юрга-2 по ул. Заводской , 24, с. Проскоково по ул. Совхозной, 20.

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электро-снабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципального района в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Юргинского муниципального округа составила все 100%.

На государственный кадастровый учет в Юргинском муниципальном округе поставлено 100 процентов земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

За 2020 год улучшили жилищные условия 7 семей (в 2019 году – 26 семей).

На 01 января 2021 года общее число граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий – 410 человек, в том числе детей сирот 172 человека (на начало 2019г. состояли на учете 388 человек, из них дети – сироты 163 человека).

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в 2020 году в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, составила 1,8% против 6,6% в 2019 году.

Далее планируется увеличение числа граждан, которым будут улучшены жилищные условия, их доля в 2023 году достигнет 6,81%.

Организация муниципального управления

В 2020 году бюджетная и налоговая политика муниципального округа была направлена на сохранение и развитие доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов и предоставление муниципальных услуг, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости муниципального бюджета, совершенствование межбюджетных отношений.

В Юргинском муниципальном округе сохраняется высокая зависимость бюджета от межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах бюджета Юргинского муниципального округа в 2020 году составила 86,4% (в 2019г. – 90,8%).

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объёме собственных доходов бюджета Юргинского муниципального округа (без учёта субвенций) за 2020 год составила – 10,2%, что больше на 1,0 процентных пункта по сравнению с прошлым годом.

Доля налоговых и неналоговых доходов в 2021 году планируется на уровне 17,9%, что больше 2020 года в основном за счет увеличения поступления налога на доходы физических лиц, земельного налога, в 2022-2023 годах на уровне 20,2-20,3%% за счет увеличения поступления собственных налоговых и неналоговых доходов.

Общие расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления за 2020 год составили 60010,2 тыс.руб. или 2957,6 рублей в расчете на одного жителя (в 2019г. – 3062,7 рублей).

В 2021 году предполагается уменьшение расходов до 2883,5 рублей на одного жителя, а в 2022-2023 годах их незначительное увеличение.

На территории муниципального округа нет предприятий-банкротов муниципальной формы собственности.

Плановые сроки ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства соблюдаются.

Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) в муниципальных учреждениях Юргинского муниципального округа отсутствует.

Схема территориального планирования муниципального образования в соответствии со ст.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации была разработана и утверждена решением Юргинского районного Совета народных депутатов от 29.06.2010 № 17-НПА. В 2020 году Генеральный план Юргинского муниципального округа не разрабатывался ввиду отсутствия финансирования.

В 2021-2022 годах необходима разработка новой градостроительной документации Юргинского муниципального округа.

В соответствии с постановлением Губернатора Кемеровской области от 04.07.2011 № 43-пг «Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения Кемеровской области для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области в отдельных сферах деятельности» Департаментом экономического развития Администрации Правительства Кузбасса на основании заключенных контрактов с учреждениями о проведении социологических опросов населения, ежегодно проводится соцопросы, результаты которых направляются в муниципальные образования.

Согласно проведенному опросу, в 2020 году итоговый показатель «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)» в Юргинском муниципальном округе составил 53% (в 2019г. – 46,7%). Из 6-ти сфер деятельности наибольшая оценка отмечена – «удовлетворенность качеством образовательных услуг» – 65%, наименьшая – «удовлетворенность населения медицинской помощью» – 35,7%.

Результаты социологического опроса населения
Юргинского муниципального округа за 2018 – 2020 гг.

№ п.п. Показатели Процентов от числа опрошенных
2018 г. 2019 г. 2020 г.
1 Итоговый показатель «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района, муниципального округа)» 43,8 46,7 53
1.1 Удовлетворенность населения медицинской помощью 46,0 52,0 35,7
1.2 Удовлетворенность населения качеством образовательных услуг 38,0 41,0 65,7
1.3 Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами 42,0 42,0 50,0
1.4 Удовлетворенность населения благоустройством территории 53,0 53,0 58,6
1.5 Удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления городского округа (муниципального округа) 35,0 37,0 53,4
1.6 Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания) 49,0 55,0 54,7

В администрацию от населения в 2020 году поступило 623 обращения, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение на 32% (в 2019г. – 458 обращений). Увеличение объясняется ликвидацией сельских поселений и направлением обращений в администрацию округа.

Наиболее многочисленной группой обращений являются вопросы жилищно-коммунального хозяйства – 269 или 43% от общего их числа (в 2019г. – 137ед. – 30%).

Также для населения актуальными остаются вопросы по хозяйственной деятельности. Количество обращений составило – 218, увеличение по сравнению с прошлым годом в 2 раза. Вопросы касались оформления земельных участков и сроков оформления документов, а также транспортного обслуживания сельских жителей (изменение расписания маршрутов).

В 2020 году администрацией было организовано оперативное реагирование на обращения, размещенные в социальных сетях, в том числе и на личном сайте Губернатора Кузбасса С.Е. Цивилева. По итогам за 2020 год отработано 64 подобных обращений.

Для снятия социальной напряженности в Юргинском муниципальном округе в 2020 году проводились выездные приемы граждан главой округа, председателем Совета народных депутатов, заместителями главы, начальниками управлений, которые позволили получать и оперативно решать вопросы, волнующие население, особенно граждан пожилого возраста.

Социально – экономическое развитие Юргинского муниципального округа определяется совокупностью внешних и внутренних условий, одним из которых является демографическая ситуация.

На 1 января 2021 года численность постоянного населения округа составила 20112 человек, за год население уменьшилась на 356 жителей (в 2019г. – на 520 жителей). Основным критерием снижения численности населения является естественная убыль и отток населения.

За 12 месяцев 2020 года появились на свет 122 ребенка, умерло 324 человека. За аналогичный период 2019 года рождений составило 151 человек, умерших – 333 человека. Коэффициент естественного прироста за отчетный год отрицательный – минус 9,9 человек на 1 тыс. жителей округа (в 2019 году – 8,8 человека на 1 тысячу населения).

Миграционная убыль населения также стала фактором сокращения численности населения. Число выбывших превысило число прибывших в МО на 154 человека.

Для стабильного развития Юргинского муниципального округа и достойного проживания людей, необходимо проведение мероприятий по улучшению демографической ситуации.

В целях повышения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального округа необходимо принимать меры по увеличению собственных доходов и оптимизации расходов бюджета, созданию условий для привлечения инвестиций, формированию альтернативных источников пополнения доходной части бюджета, продолжить работу по недопущению возникновения кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) предприятий и муниципальных бюджетных учреждений, по повышению показателя удовлетворенностью деятельностью органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием энергетических ресурсов на территории муниципального образования, является одной из приоритетных задач социально- экономического развития муниципального округа.

Для муниципального бюджета задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

В Юргинском муниципальном округе реализуется муниципальная программа «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального округа». Основными целями программы является:

  • минимизация расходов бюджета по оплате энергоресурсов с помощью проведения энергосберегающих мероприятий на предприятиях коммунального комплекса;
  • внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и систем учета на предприятиях коммунальной инфраструктуры;
  • установка приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии), стимулирование энергосбережения в ЖК сфере и бюджетной сфере.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах за 2020 год составила: электрической энергии 821,84 кВт/ч на 1 проживающего; тепловой энергия 0,347 Гкал на 1 кв. м. общей площади; горячей воды 27,55 куб.м. на 1 проживающего; холодной воды 47,37 куб.м. на 1 проживающего. По всем направлениям за год наблюдалось снижение потребления энергоресурсов в МКД. Сетевого природного газа нет.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов бюджетными учреждениями в 2020 году составила: электрической энергии 180,72 кВт/ч на 1 чел. проживающего; тепловой энергии 0,205 Гкал на 1 кв.м. общей площади, горячей воды 0,763 куб.м. на 1 проживающего; холодной воды 1,28 куб.м. на 1 проживающего. Здесь также по всем позициям за 2020 год наблюдалось снижение потребления энергоресурсов.

Для дальнейшего сокращения энергетических ресурсов и снижения расходов бюджета на их потребление необходимо проведение мероприятий в сфере ЖКХ:

  • разработка схем теплоснабжения;
  • разработка схем водоснабжения и водоотведения;
  • проектирование, строительство, реконструкция котельных и сетей теплоснабжения, с применением энергоэффективных технологий, материалов и оборудования, другие меры.

В организациях бюджетной сферы:

  • установка приборов учета электроэнергии, холодной, горячей воды и приборов учета тепловой энергии во всех муниципальных учреждениях;
  • ремонт систем отопления горячего и холодного водоснабжения зданий муниципальных учреждений;
  • повышение тепловой защиты зданий муниципальных учреждений (приобретение материалов, ремонт и утепление кровли чердачных помещений, фасадов, дверей, установка оконных блоков);

В жилищном фонде:

  • установка индивидуальных приборов учета.

В целом, основные показатели развития Юргинского муниципального округа, достигнутые в 2020 году, свидетельствуют о положительной динамике в развитии экономики и социальной сфере муниципального образования.

Работать в 2020 году пришлось в сложных эпидемиологических и экономических условиях. Из-за распостранения короновирусной инфекции (Covid-19), с введением режима повышенной готовности в период пандемии, все образовательные и культурно-досуговые учреждения в муниципальном округе перешли на дистанционный формат работы, которые были проведены на должном организационном уровне.

Несмотря на вышеуказанные факторы, ситуация в экономике, социальной сфере и организации муниципального управления оставалась стабильной, имела развитие, позволяющее создать в 2021 году и планируемом периоде 2022 – 2023 годах условия для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения.


 

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинский муниципальный округ