«Как физическим и юридическим лицам не стать жертвой интернет- мошенников и соблюдать так называемую «компьютерную гигиену»
Согласно ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации мошенничество - это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущества путем обмана или злоупотребления доверием. Все чаще граждане становятся потерпевшими от действий мошенников в сети интернет. Наиболее популярные способы обмана в сети интернет: продажа товара с условием предоплаты на банковскую карту или счет мобильного номера без намерения исполнять условия договора; заражение смартфонов и иной техники вирусами, автоматически рассылающими сообщения по списку контактов с просьбой о переводе денежных средств на срочное лечение или иные неотложные нужды; предложение предоплаты за продаваемое личное имущество, для отправления которой просят сообщить полную информацию о банковской карте, а также пароли от мобильного или онлайн банка; рассылка электронных писем с сообщением о блокировке банковской карты и просьбой ввести персональные данные.
В этой ситуации необходимо: прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь (либо в указанный государственный орган). Если телефон отключен, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Если Вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела, и если звонящий просит передать взятку якобы сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, следует знать, что само требование взятки должностным лицом является преступлением и сообщить в правоохранительные органы о данном факте.
Единственный способ обезопасить себя от телефонных мошенников - не звонить по незнакомым номерам.
Кроме того, не следует звонить по номеру, с которого отправлен SMS - есть вероятность, что в этом случае с Вашего телефона будет автоматически снята сумма денежных средств.
По если деньги были перечислены мошеннику через электронную платежную систему или банк, необходимо незамедлительно обратиться в службу поддержки клиентов этих организаций. Кроме того, подать жалобу на компьютерное мошенничество можно на сайте Роскомнадзора (государственный орган по надзору в сфере информационных технологий).
Не доверяйте личные данные незнакомым лицам, откажитесь от сделки, если имеются сомнения в надежности покупателя (продавца).
В настоящее время специалистами разработаны и находятся в свободном доступе программы, устанавливаемые на смартфоны, которые определяют организацию, из которой исходит звонок, и предупреждают владельца телефона о нежелательности ответа.
Помощник прокурора юрист 1 класса М.С. Гуреев